Глава 7. Оргазм (Мартель Б. - Сексуальность, любовь и Гештальт)

Вопросы, связанные с оргазмом, нередко вызывают у людей сильный страх, тревогу и сомнения в своей нормальности.
На семинарах для женщин эта тема возникает одной из первых: «Я не уверена, что познала оргазм... Скажите, как это происходит?»
В этот момент всегда интересно узнать, что такое оргазм, у тех женщин, которые захотят его описать. Ответы будут разнообразными:
«Тебя словно накрыло волной»;
«Словно молния в голову...»;
«В этот момент я забываю, кто я»;
«Это буря, которая рождается внизу живота и охватывает все тело»...
Часто это очень поэтичные, очень далекие от научных описаний ответы!
Точные же ответы на этот вопрос даст нам доклад Шэр Хаит*.
А что же мужской оргазм? Литературы об этом меньше, а стереотипов — намного больше. Принято думать, что у мужчин эякуляция непременно сопровождается оргазмом. Многие женщины думают: «Все в порядке; у него была эякуляция, значит, он испытал удовольствие». Но так происходит не всегда, ведь удовольствие может принимать разные формы; а утверждение того, что эякуляция идентична оргазму, сводит мужчину до уровня механизма.
Конечно, это правда, что эякуляция приносит расслабление, чем и довольствуются некоторые мужчины, приравнивая это к оргазму.
Проведенное известной феминисткой Шэр Хаит исследование женской сексуальности в США с 1972 по 1976 г.; переработано в 2000 г. Это исследование подвергает сомнению утверждение Фрейда о примате вагинального оргазма над клиторным.
Поэтому так ценны свидетельства самих мужчин, и женщины только выиграют, если будут задавать им вопросы: «Скажи, что ты ощущаешь во время оргазма?» или «У тебя это всегда одинаково?».
Марго Ананд, открывшая Тантру для Франции, заявляет, что существует столько же разных оргазмов, сколько есть звезд на небе!*
Кроме прочих, она выделяет «у мужчин оргазм пениса, оргазм простаты и смешанный оргазм, возникающий при одновременной стимуляции пениса и простаты; у женщин — клиторный и вагинальный оргазмы, смешанный оргазм, а также анальный оргазм для обоих полов, локальные оргазмы на груди, шее, оргазм с эякуляцией или без нее, множественные оргазмы». По ее мнению, все они равноценны.
Все оргазмы из этого перечня она подразделяет на две большие категории: «эксплозивные» оргазмы, когда возбуждение сменяется расслаблением, и более глубокие,« имплозивные», когда энергия возбуждения удерживается в теле и перерабатывается.
Говоря об этом, мы далеко уходим от фрейдистских представлений о том, что вагинальный оргазм совершенней кли-торного... Сколько женщин все еще считают себя «анормальными» просто потому, что удовольствие для них связано со стимуляцией клитора!
Давайте же понимать оргазм, пользуясь словами Тантры, как «сексуальное событие, которое переживается телом, сердцем и душой»... Так мы подчеркнем мощнейшую связь сексуальности, любви и духовности.

Сексуальное совершенство
На поиски сексуальной умелости и техничности людей толкает чтение статей с описанием признаний о бурных оргазмах, но затраченная на их поиски энергия часто мешает расслабиться и «отпустить вожжи».
Моник считает себя фригидной. Она отмечает, что испытывает сексуальное желание и без затруднений достигает фазы плато, но у нее никогда не происходит оргазма с мужем.
Прежде всего я говорю ей, что она не «фригидна», поскольку фригидность — это затруднение общего характера, включающее проблемы, связанные как с желанием, так и с удовольствием. Эту разницу ей позволило уяснить представление о сексуальном цикле.
Далее я предлагаю Моник подумать о ценности своего желания, дать ему имя, поговорить с ним. Она отвечает: «Это хорошая мысль, но сейчас у меня совсем другая проблема! Я же хочу только одного: испытывать оргазм каждый раз, когда я занимаюсь сексом... но мне до этого так далеко!»
Итак, Моник хочется, чтобы я решила ее трудности и предоставила ей «оргазм по выдаче»! Тогда я делюсь с ней возникшим у меня образом автомата, который выдает оргазмы, как газировку (кидаете монетку, и вот вам оргазм!). Мы обе смеемся, и теперь нам будет проще анализировать это своеобразное обязательство, которое приняла на себя Моник.
У Моник существует интроект: «Оргазм должен быть каждый раз»; этот интроект отражается на любовных отношениях с ее партнером.
Эта фраза идет не из детства, а из современной культуры, в которой поиск сексуального совершенства перестал быть уделом одних лишь мужчин. Стремление достичь сексуального совершенства порождает напряженность, способную перерасти в тревогу и даже в ступор, которые у мужчин возникают от столкновения двух фраз: «У меня должна быть эрекция» и «Я рискую оказаться не на высоте». Сами по себе эти фразы уводят человека от настоящего момента и от контакта с партнером, а вместе они усиливают тревогу и провоцируют «осечку».
То же самое происходит и с Моник, ведь «у настоящей женщины каждый раз должен быть оргазм», но «у меня это не получается».
Моник становится очень напряженной, произнося эти фразы вместе. Когда я спрашиваю у нее, что в этот момент делает ее партнер, то она осознает, что она о нем просто забыла.
Тогда я прошу ее вспомнить несколько приятных, по ее мнению, эпизодов из сексуальных отношений с мужем и рассказать о них подробно, в мелочах, так, чтобы у нас появилось желание пережить это... Это происходит на терапевтическом семинаре, и присутствие группы оказалось важным для работы Моник: подробности из ее рассказа очаровали и рассмешили других людей, а увидев их реакцию, она ушла от безликого механистического стиля повествования, напоминающего описание работы машины.
Возможно, в этот момент мы помогли ей отказаться от обязанности получать наслаждение... что могло бы стать большим шагом вперед. Она констатировала, что, находясь в непрерывном поиске оргазма, забывала о существовании своего мужа или вспоминала о нем как о «неэффективном приборе», не думая о том, что с ним она может научиться такой коммуникации и таким отношениям, в основе которых лежит любовь.

Незнание своего тела
Некоторые люди (большинство из них — женщины) испытывают трудности с оргазмом, потому что они плохо знают свое тело, не уделяя времени ни его исследованию, ни самостоятельному поиску удовольствия. Они не могут попросить своего партнера сделать им приятно, потому что не знают о том, что именно доставит им наслаждение. Они ждут, пока начнет действовать магия любви, думая, что если любовь сильна, то все будет просто... Конечно, магия иногда и подключается, но если этого не происходит, то не стоит делать вывод о том, что любви не бывает!
Когда клиент заявляет нам о такой трудности, то мы иногда предлагаем ему (или ей) уединиться и посвятить один вечер исследованию своего тела.
Если существуют достаточно близкие и доверительные отношения с партнером, то это исследование можно провести вдвоем и начать сексуальную игру, договорившись о том, что «сегодня ты будешь ласкать себя в моем присутствии и рассказывать мне о своих ощущениях, а завтра наступит моя очередь ласкать себя в твоем присутствии и рассказывать тебе об этом». Это исследование позволяет партнерам лучше узнать друг друга и почувствовать себя раскованней в присутствии другого человека.
В дополнение к этим экспериментам можно найти и прочитать самому или вдвоем книги на эту тему или статьи с признаниями мужчин и женщин о чувствах, связанных с оргазмом.

Преждевременная эякуляция
Выражение «преждевременная эякуляция» может вызывать вопросы. Относительно чего она преждевременна и кому решать, что она преждевременная?
Это понятие появилось совсем недавно, а именно с тех пор, как стали придавать значение женскому удовольствию. До этого проблемой считалась только эякуляция, происходящая до введения полового члена.
Сексологи выработали различные определения преждевременной эякуляции. Одно из них основано на временном критерии (эякуляция считается преждевременной, если она происходит раньше определенного времени с начала полового акта, и разные авторы называют разное время — от 30 секунд до 5 минут), другое использует в качестве критерия число фрикций, третье — удовлетворенность партнера.
Это плохие и неполные определения. Если два первых просто не учитывают отношения, возникающие внутри пары, то третье хотя и упоминает их, но с неизбежной оговоркой на необходимость удовлетворения партнера. Все эти определения толкают людей в замкнутый круг поиска сексуального совершенства.
Нам кажется более интересным четвертое определение*: «Преждевременная эякуляция — это затруднение, связанное с восприятием ощущений, предшествующих эякуляции, и, соответственно, с определением точки, с которой невозможно вернуться назад, а значит, и с осуществлением волевого контроля над эякуляцией».
Это определение учитывает переживания человека и предлагает нам рабочую стратегию, основанную на внимательном отношении к ощущениям.
Робер рассказывает в круге терапевтической группы о своих проблемах, связанных с преждевременной эякуляцией. Эпизодически он страдает от нее давно, но в последнее время это стало случаться с ним все чаще и чаще.
Вот уже год, как он живет с Франс, которую считает страстной женщиной. «Мне очень повезло, что я ее встретил, но я все время боюсь не оказаться на высоте и потерять ее. А тут еще мои сексуальные проблемы...»
Я предлагаю ему войти в контакт со своим пенисом... Он удивленно посмотрел на меня, но я повторяю свое предложение: «Мне кажется, что у тебя есть о чем с ним поговорить!»
Для большей конкретности я прошу его символически представить свой половой орган, при необходимости пользуясь для этого помощью группы. Тут же один из мужчин вытягивает вперед свою руку и говорит Роберу: «Вот твой член, тебе подходит такой?»
Робер сначала теряется от удивления, а потом, рассмеявшись и заметив, что размер слегка преувеличен, начинает разговор: «Да, у меня есть о чем с тобой поговорить... ведь ты — настоящий изменник! Ты совсем не умеешь терпеть...»
Говоря это, он презрительно смотрит на карикатурное изображение своего члена.
Я решаю взять слово: «Будь я на месте твоего полового члена, мне бы не понравилось, что на меня смотрят так... словно меня ненавидят!»
Робер отвечает: «Но у меня нет к тебе ненависти». Помолчав минутку, он говорит, обращаясь ко всем: «Вообще-то я никогда им не занимался, для меня это была чистая механика и ничего больше».
Мы продолжили работу, связанную со встречей и символическим открытием пениса, который значит больше, чем механизм. В завершение Робер взволнованно обращается к своему пенису: «Я признаю, что ты достоин уважения, между нами может появиться согласие. И даже дружба, ведь тебе есть чему меня научить».
Робер перестает рассматривать свои неудачи с позиции зрителя. Когда он смотрит на свои «осечки» словно посторонний, то теряет контакт со своими ощущениями и уже не замечает приближения эякуляции.
При такого рода проблемах полезна работа по осознаванию происходящего и, в частности, своих сексуальных ощущений. Ведь люди, страдающие от преждевременной эякуляции, не гиперчувствительны, как они сами иногда считают, а скорее гипочувствительны. В действительности они сокращают или срывают контакт со своими ощущениями, и чаще всего это происходит из-за тревоги.

Страх потерять контроль
«Я боюсь...» Многие начинают разговор именно с этих слов, когда речь заходит о сексуальности!
«Я боюсь сексуального желания своего партнера...»;
«Я боюсь, что меня примут за кокетку...»;
«Я боюсь, у меня не будет эрекции... или она продлится недолго...»;
«Я боюсь просить его пользоваться презервативом...»
Этот список можно продолжить и дальше!
У Барбары тоже есть свой страх. Она боится показывать свое удовольствие.
Барбара жалуется на то, что ей не знаком оргазм. Разговаривая со мной об этом в кругу участников терапевтической группы, она, увидев ползущего по полу жука, попутно касается и своей фобии насекомых. Удивившись, что в одно и то же время говорит о двух разных сюжетах, она замечает: «Возможно, здесь есть что-то общее...»
Меня заинтриговала эта фраза, и я начинаю говорить с ней о насекомых. Барбара тут же рисует насекомое на доске. Тогда я предлагаю ей продолжить рисунок, автоматически следуя за движением фломастера и ни о чем не думая. Она начинает чертить резкие волнообразные линии, и насекомое оказывается посреди этих волн. Вся группа включается в работу, все смеются, рисуя насекомому длинные волнистые усы. Я спрашиваю у нее, что же она видит на своем рисунке. Она растерянно отвечает, что ей нечего сказать... Когда я предлагаю участникам в режиме мозгового штурма высказаться о том, что они видят на рисунке, то один из них говорит: «Волны, только волны». Барбаре нравится это замечание; она берет карандаш и продолжает рисовать волны.
Внезапно я прошу ее сказать, не связан ли этот рисунок с ее сексуальностью. Она удивленно переводит взгляд с меня на это переставшее пугать ее насекомое и заявляет: «Наверное, оргазм — словно волны...»
Я предлагаю Барбаре, пользуясь помощью группы, поэкспериментировать с телесными ощущениями, которые испытывает человек, лежа на волнах. Участники группы помогают ей поплыть по течению, качаясь на воде. Этот эксперимент оказывается для нее очень важным. Забыв о насекомом, послужившим лишь толчком для ее работы, она, к своему удивлению, без всякого страха отдалась потоку.
Барбаре мешает страх, возникающий прямо перед оргазмом. Это и страх потерять контроль над собой, проявить свое удовольствие и показаться «развратной», и, как она нам призналась в конце сеанса, страх стать зависимой от другого человека.
При фобиях тоже обнаруживается подавление действия, поэтому Барбара своим замечанием о том, что, «возможно, здесь есть что-то общее», повернула работу в оригинальное русло: напрямую исследовать трудности, возникающие в момент оргазма, очень сложно, и ее боязнь насекомых оказала нам помощь, выступив в качестве метафоры ее сексуального затруднения.

Оргазм и сексуальная травма
Последствия сексуальных травм обычно проявляются прямо перед оргазмом, в момент сильного возбуждения, которое специалисты называют «плато».
Фабьен 28 лет. Смущаясь, она говорит мне, что ей редко удается испытать оргазм вместе с ее другом Люком, но всегда, когда она мастурбирует.
При этом она добавляет: «Происходит что-то странное; я знаю, что это вот-вот случится, но внутри меня что-то сжимается и мне никак не удается отпустить напряжение».
Я предлагаю ей исследовать, что значит для нее «отпустить напряжение», представляя себя в этот момент в объятиях Люка. Когда я протягиваю к ней руку в знак приглашения к работе, то Фабьен говорит, что со мной она может отпустить напряжение, потому что я — женщина!
«Чем же ты рискуешь, когда ты — с Люком?»
И она резко отвечает: «Он начнет меня использовать».
Она сама удивлена своим спонтанным ответом, потому что, по ее словам, Люк нежен, внимателен и с ним нечего бояться.
Я прошу ее повторить: «Он начнет меня использовать», меняя тон и силу голоса и продолжая смотреть на участников группы. Когда она посмотрела на одного из мужчин, то у нее вдруг изменился взгляд и она закричала: «Нет!» В этот момент у Фабьен всплывает одно болезненное воспоминание из ее отрочества, когда один работник с фермы ее родителей, приятный мужчина, к которому она хорошо относилась, сказав ей, что научит ее выполнять сельскохозяйственные работы, привел ее в амбар и попытался изнасиловать.
Происшествие забылось, но она сохранила недоверие к мужчинам вообще и, в частности, к тем, которые проявляли к ней внимание, предупредительность и были готовы помочь ей.
Прежде чем расслабиться и отпустить напряжение, Фабьен нужно было проработать свою травму и освободиться от сильного гнева на того столь предупредительного мужчину, прокричав ему то «нет!», которое она не могла сказать раньше. Обретение способности сказать «нет» и ассимиляция того, что теперь она может отказать, становятся необходимыми условиями ослабления контроля.
Занимаясь с клиентом психотерапией, помогая ему оставить безудержное стремление к оргазму и обратиться к пониманию собственного тела и тела своего партнера, исследуя типичные для него срывы сексуального цикла, происходящие перед оргазмом, разговаривая о духовной стороне сексуальных отношений, мы вместе идем по пути, который в Тантре называется путем развития оргазмического потенциала.



Комментариев нет:

Отправить комментарий