Заключение (Кащенко Е.А. - Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности)

Заключение (Кащенко Е.А. - Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности)
   
     Поступательная динамика трех составляющих онтогенеза сексуальности: соматосексуальной, психосексуальной и социосексуальной, наиболее полно отражает изменение сексуальности человека на протяжении его жизни и является одним из критериев нормы, то есть сексуального здоровья. Несмотря на то, что этот критерий не нашел прямого отражения в определении сексуального здоровья экспертами ВОЗ, он играет все большую роль в современной жизни. При этом каждая составляющая имеет собственные отличия, специфику, тенденции и характерные особенности. Например, соматосексуальная составляющая в первые двадцать лет жизни отражает прогрессивные тенденции развития, а в конце жизни меняет их на регрессивную направленность в связи с физическим увяданием организма. Психосексуальная и социосексуальная составляющие постоянно поддерживают вектор прогрессивного развития: приобретенная с годами мудрость, опыт человеческого общения и другие факторы жизни, как правило, характеризуются позитивной направленностью даже при столкновении с возрастными и семейными кризисами.
     Изучение сексуального развития в его онтогенезе объясняет многообразие проявлений половой жизни. Смена периодов, этапов, стадий этого феномена только подчеркивает необходимость детального рассмотрения явления для конкретного анализа всех его составляющих. Проследив динамику преобразований человеческой сексуальности от пренатального периода до глубокой старости, можно с уверенностью заявить, что сексуальность индивида присутствует на всех этапах его онтогенеза и является одной из главных ценностей в его жизни.
     Достаточно революционным является предложенная концепция онтогенеза сексуальности как ее развитие в течение всей жизни человека с целью адаптации к меняющимся возрастным условиям и возможностям. На этом фоне устоявшиеся представления о психосексуальном развитии, неизбежно завершающемся в пубертате, кажутся обедненными. В отличие от них тривиумальная концепция онтогенеза сексуальности утверждает примат непрерывности и многовекторности развития. Неравномерность развития с годами нарастает и все больше определяет процесс изменений сексуальности и её основных качеств.
     При всей индивидуальности проявлений каждого человека сексуальное поведение у большей части мужчин и женщин отличается очерченными популяционными тенденциями на всех этапах онтогенеза. Так, социосексуальное поведение сравнительно консервативно, потому что онтогенез сексуальности за редким исключением происходит в однородной социокультурной среде с давно установившимися традициями, нормами и правилами. Зато оно определяет выбор партнера и стиль партнерских отношений, открывающие возможности адекватной реализации соматосексуального потенциала. Психосексуальное развитие в детстве и юности наиболее динамично и вариативно, но затем на этапе зрелой сексуальности психосексуальная составляющая стабилизируется и выполняет главным образом функцию адаптации в партнерстве и периоде инволюционного спада сексуальности. Особенности проявлений сексуального развития отражают основные качественные изменения в показателях сексуального здоровья. В этом плане анализ сексуального развития не только раскрывает сущностные характеристики половой жизни человека, но и становится одним из критериев его личностного роста.
     С такой точки зрения для каждого возрастного этапа можно определить своего рода основные задачи сексуального развития:
     в младенчестве  основная онтогенетическая задача состоит в закладке базисных навыков социального поведения и построении нейросоматической схемы тела, достигаемом в процессе квазисексуального поведения ребенка;
     в период детства  она состоит в формировании полового самосознания, и насыщении познавательных потребностей понятийного либидо в процессе сексуальных игр;
     в отрочестве  главная задача – формирование стереотипов полоролевого поведения и усвоение основной информации о взаимоотношениях полов;
     в юности  осуществляется формирование психосексуальных ориентаций и приобретение стартовых навыков партнерства;
     в период сексуальной молодости  осуществляется формирование сексуального сценария, активно приобретается опыт партнерства, а затем следует выбор постоянного партнера;
     в периоде зрелой сексуальности  достигается реализация возрастных и конституциональных потребностей и формирование зрелого партнерства.
     в инволюционном  периоде – поддерживается щадяще-стимулирующий режим половой активности, свободный как от длительных периодов абстиненции, так и от непосильной половой активности.
     Расширение и углубление исследований составляющих онтогенеза сексуальности обеспечивает повышение степени его раскрытия как сложного, многопланово определяемого и многофакторно обусловленного процесса. Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный в будущее процесс сексуального развития в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как специфическая форма интеграции психического, соматического и социокультурного развития, субстратом которого является половая жизнь индивида.
     Главный смысл сексуального развития мужчины и женщины – от самоидентичности до самореализации своих половых возможностей – отражается в половой жизни, которую необходимо рассматривать в широкой перспективе, а при интерпретации сексуального поведения индивида учитывать обширные данные соматических, психологических и социокультурных корреляций. Степень овладения человеком опытом половых действий и отношений, готовности к ответственной сексуальной активности в окружающем мире своеобразно кумулируется в уровне его сексуальной культуры. Формирование ее представляет собой постоянный, непрерывный процесс и одновременно результат развития человека.
     В то же время, степень отражения сексуального развития, формирующаяся на разных возрастных ступенях, требуют дифференцированного подхода к каждому периоду. Для чего необходим учет динамичного соотношения психосексуальных, соматосексуальных и социосексуальных потребностей человека и самореализации его как личности, в соответствии с нормами, установками, правилами, ценностями, а также индивидуальными способностями и возможностями.
     Характер сексуального развития, зависит как от условий его протекания в предшествующий период, так и от реального его содержания на каждой данной возрастной ступени. Вычленение реально существующих особых уровневых состояний сексуального развития личности в процессе онтогенеза и идентификация их содержания в каждом периоде несет в себе потенциальные возможности оптимизации, позволяя вовремя проводить коррекционные мероприятия и профилактику различных отклонений.
     Как и любой процесс, сексуальное развитие человека на всех этапах сопряжено с проблемами и подвержено кризисам, находящим отражение в каждой составляющей:
     Психосексуальное развитие преодолевает кризисы становления сексуальности (сексуальной идентичности, самоопределения в системе половых ролей, психосексуальных ориентаций),
     Социосексуальное развитие проходит подростковую драму первой любви, измены партнера, возрастные кризисы (бальзаковского возраста у женщин и кризис мужчин среднего возраста), разводы, одиночество и проблемы старения у пожилых и многие другие.
     Соматосексуальное развитие нередко характеризуется сбоем в темпах (опережение, задержки, дисгармонии развитии) и рядом других проблем: болезнями, травмами, особенно позвоночника, таза и половых органов, а также неизбежным по природе возрастным угасанием сексуальности.
     Каждое кризисное состояние характеризуется своими особенностями и проявлениями. Например, у подростков кризис может проявляться делинкветным (антиобщественным, противоправным) сексуальным поведением, распущенностью или пубертатным аскетизмом. Кризисное состояние у подростков сопровождается массой комплексов, заставляющих искать ответ на весьма болезненные для этого возраста вопросы: какой вред нанесла мне мастурбация? вызываю ли я интерес у представителей противоположного пола? не отстаю ли я в сексуальном развитии? есть ли у меня ненормальные сексуальные наклонности? нормально ли развиты мои гениталии? Эти вопросы продиктованы переживаниями в отношении социокультурных установок, и выражаются в страхе несоответствия соматосексуального развития возрастным нормам. Чаще всего проблемы сексуального развития преходящи, но иногда они дают толчок для появления сексуальных расстройств или отклонений, проявляющихся на следующих этапах. Своевременные ответы на эти и другие вопросы, разрешение личностных проблем благодаря профессиональной сексологической и психологической помощи способствует нормальному сексуальному развитию в будущем.
     Сексуальное развитие характеризуется различными критическими периодами – промежутками времени, в которые сексуальное развитие наиболее сильно подвержено колебаниям. И, в зависимости от того, какое воздействие на него в этот период, следует ожидать изменения вектора сексуального развития. Так, например, в использование определенных лекарственных средств во время беременности способно повлиять на половую дифференциацию ребенка. Критический период подросткового возраста характеризуется возможность преждевременного или задержанного развития, которое в будущем провоцирует сексуальные расстройства или отклонения. В зрелом возрасте критический период переосмысления своего сексуального опыта может оживить латентные гомосексуальные тенденции или коренным образом поменять сексуальный сценарий, включая проявление насилия и иные девиантные тенденции.
     В критические периоды развития возрастают частота и размах расхождений в проявлении сексуальности как в форме сдвигов между уровнями соматосексуального, психосексуального и социокультурного полового развития, так и в форме изменения отдельных показателей. Поэтому наряду с нормальным гармоничным сексуальным развитием всегда надо учитывать и вариант дисгармоничного развития, но этой теме будет посвящена другая книга.
     Таким образом, онтогенез сексуальности представляет собой сложный, неоднозначный, многофакторный процесс, который протекает от зачатия до последних дней жизни человека. При этом наличие здорового и гармоничного сексуального развития личности отражает многообразие мира интимных отношений, демонстрирует богатство сексуальных проявлений. Это дает возможность увидеть перспективы, к которым следует стремиться, и угрозы, которых следует избегать, и тем самым разнообразить жизнь.
   



Глоссарий
   
     Абстиненция сексуальная  – вынужденное половое воздержание более месяца, иногда сопровождающееся дискомфортным состоянием из-за отсутствия половых актов.
     Апоптоз клеток –  генетически запрограммированная гибель старящихся клеток.
     Агеизм  – предубеждение общества, связанное с негативным отношением к любви и сексу у стариков.
     Андропауза  – по аналогии с менопаузой у женщин снижение выработки андрогенов у мужчин в инволюционном периоде.
     Анорексия —  психическое расстройство, при котором наблюдается патологическое стремление к потере веса, сопровождаемое полным или частичным отказом от приёма пищи, привычной рвотой и резким истощением.
     Акцентуация характера –  чрезмерная выраженность, заостренность отдельных черт характера , представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
     Акушерский пол  – пол человека, устанавливаемый в момент его рождения.
     Аскриптивный  – приписанный, официально регистрируемый пол, то же, что гражданский пол.
     Аутомоносексуализм  – устаревший термин, обозначавший фетишизм собственного тела, где основным сексуальным стимулом является вид себя в зеркале после переодевания в женское белье, имитирующее тело противоположного пола.
     Биологический пол —  совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.
     Брак – семейный союз,  регулируемая обществом семейная связь между людьми.
     Брачные стратегии  – сложные поведенческие паттерны самцов и самок по выбору партнера для обеспечения количества и качества потомства.
     Брачный контракт  – соглашение лиц, вступающих в брак, (или супругов) определяющее их имущественные права и обязанности как в браке, так и при его расторжении.
     Бисексуальность  – половое влечение к представителям обоих полов.
     Булимия – патологическое влечение к пище, ненасытность, на бытовом уровне – обжорство.
     Виртуальный секс  (Wеb-секс, киберсекс, сетевой секс, онлайновая сексуальная активность ) – форма сексуальной активности, реализуемая с использованием аудиовизуальных технических средств, компьютерных программ или Интернета.
     Виргогамия  – девственный брак.
     Вторичные половые признаки  – совокупность появляющихся в пубертате особенностей, определяющих половую принадлежность и зрелость: степень развития молочных желез, формы и пропорции тела, тембр голоса, характер оволосения и др.
     Гаметный пол – пол, определяемый  секрецией половыми железами сперматозоидов у или яйцеклеток.
     Гетеросексуальность  – предпочтение сексуальных отношений с лицами противоположного пола.
     Гендерная роль –  набор ожидаемых образцов и норм поведения, типичных для мужчин или женщин.
     Гендерная аутоидентичность —  половое самосознание, отнесение себя к мужскому или женскому полу.
     Генетический  (истинный) пол  – пол, определяемый набором половых хромосом: XY – у мужчин, XX – у женщин.
     Гендерная сегрегация  – разделение по полу, ограничение контактов с представителями противоположного пола.
     Гермафродитизм  – одновременное наличие мужских и женских первичных половых признаков.
     Геронтофилия  – патологическое влечение к немощности, лицам старческого возраста.
     Гипоролевой феномен – дефицит мужских черт характера у мужчин и женских у женщин.
     Гонадный пол  – пол, определяемый наличием мужских (семенников) или женских (яичников) половых желез
     Гормональный пол  – пол, определяемый способностью половых желез вырабатывать мужские (андрогены) или женские (эстрогены) половые гормоны.
     Гомосексуальность  – предпочтение сексуальных отношений с лицами своего пола.
     Гомофобия  – чувство враждебности или страха по отношению к гомосексуалам.
     Гомеостабилизирующий тип  – тип сексуального поведения, при котором мужчина использует секс для устранения дискомфорта, связанного с сексуальным возбуждением.
     Гражданский пол —  официально регистрируемый паспортный пол, который определяется при рождении на основании морфологического пола.
     Девиантный  – отклоняющийся от принятых норм.
     Диссомния –  один из видов нарушение сна, бессонница.
     Деликты —  противоправные действия.
     Здоровье сексуальное  – согласно определению ВОЗ – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. Здесь присутствуют три основных момента: человеческая способность к наслаждению и контролю над своей сексуальной активностью, свобода от разного рода психологических факторов, ухудшающих сексуальное взаимодействие, и отсутствие болезней и недостатков, наносящих ущерб сексуальности.
     Инволюционный период –  возраст 55—75 лет и старше, сопровождающийся возрастным угасанием сексуальности.
     Импринт —  запечатленный в критический момент развития ранний опыт, определяющий дальнейшее поведение.
     Интерсексуальность –  наличие у раздельнополого организма признаков обоих полов, как правило, развитых неполностью и выявляемых совместно на одних и тех же частях тела. Различают зиготную, генетически обусловленную отклонением от нормы набора половых хромосом 2 и генов, и гормонную интерсексуальность при нарушении функции половых желез, определяющих развитие вторичных половых признаков.
     Капацитация –  физиологические преобразования, в результате которых спермий приобретает способность проникать в яйцеклетку.
     Квазисексуальное поведение  – поведение, имитирующее сексуальное, но направленное на достижении е несексуальных целей. яко бы, как будто] яко бы, как будто
     Копулятивный цикл  – совокупность взаимосвязанных и последовательно развертывающихся физиологических реакций во время спаривания у животных и полового акта у человека.
     Концепция «первичной травмы» –  психоаналическая теория, сконцентрированная на последствиях стресса, переживаемого ребенком при рождении.
     Либидо  – половое влечение человека.
     Любрикация  – увлажнение половых путей женщины при половом возбуждении за счет секреции желез преддверия влагалища и транссудации секрета через его стенки.
     Мастурбация (ипсация, рукоблудие, онанизм)  – умышленное достижение оргазма путем самораздражение эрогенных зон гениталий.
     Максимальный сексуальный эксцесс –  наибольшее количество завершенных (закончившихся семяизвержением) половых актов на протяжении суток, которые имел мужчина в своей жизни.
     Менархе  – первая менструация.
     Менопауза  – прекращение менструаций у женщины, знаменующее окончание детородного периода ее жизни.
     Морула —  стадия раннего эмбрионального развития зародыша, которая начинается с завершением первых дроблений зиготы.
     Морфологический  или соматический пол – пол, определяемый строением половых органов.
     Неккинг  – интенсивные ласки в области шеи, обычно предшествующие петтингу или половому акту.
     Обрезание –  хирургическое иссечение крайней плоти.
     Окситоцин  – гормон гипоталамуса, который транспортируется в заднюю долю гипофиза, где накапливается и выделяется в кровь; применяется для стимуляции родовой деятельности. Вне родов вызывает доверие к партнеру.
     Онтогенез  – индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти.
     Ойгархе  – первая эякуляция.
     Отклонения сексуальные –  девиации сексуального поведения, которые не соответствуют нормам, принятым в данном обществе.
     Парапубертат –  возраст от младенчества до 5—7 лет, в котором происходит формирование полового самосознания.
     Петтинг –  преднамеренное вызывание оргазма возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего сексуального контакта, исключающего соприкосновение гениталий.
     Пренатальный период  – период от зачатия до родов, сменяющийся постнатальным, послеродовым периодом.
     Препубертат —  возраст с 5—7 до 11—13 лет, предшествующий появлению первых признаков полового созревания и характеризующийся формированием стереотипа полоролевого поведения.
     Первичные половые признаки —  это признаки, относящиеся к строению половых органов 3 которые закладываются в эмбриогенезе4 и формируются к моменту рождения, совокупность врожденных соматосексуальных особенностей, определяющих основные различия между мужчиной и женщиной.
     Переходный период сексуального развития –  возраст 16—26, время перехода от пубертата к зрелой сексуальности.
     Период зрелой сексуальности –  жизненный этап, охватывающий возраст 26—55 лет, который характеризуется регулярной половой жизнью с постоянным партнером в условно-физиологическом ритме (2—3 раза в неделю).
     Платоническое либидо –  первая стадия пробуждения полового влечения в пубертате, характеризующаяся «детской» влюбленностью, стремлением к общению с избранницей (избранником) без телесного контакта, которые реализуются в совместном приготовлении уроков, учебе за одной партой, занятий в одном кружке и внимании со стороны объекта влюбленности.
     Половая аутоидентичность –  осознание индивидом своей половой принадлежности к мужскому или женскому полу, синоним полового самосознания.
     Половое влечение (либидо) –  стремление к половой близости, выраженность и направленность которого определяются генетическим набором хромосом, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции и формированием условно рефлекторных комплексов под влиянием индивидуального опыта.
     Половое созревание  – происходящий в подростковом возрасте процесс появления вторичных половых признаков, завершающийся наступлением половой зрелости.
     Половая социализация  – процесс освоения человеком норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе.
     Половая социализация институциональная  – направленная половая социализация представителей определенных социальных групп в соответствии с выполняемыми ими социальными функциями.
     Половая социализация непосредственная  – та, при которой осуществляется активная интеграция и адаптация личности в ходе социосексуального развития к нормативным стандартам сексуального поведения под целенаправленным воздействием определенных социальных структур.
     Половая социализация опосредованная  – та, при которой осуществляется пассивная адаптация личности к сложившимся групповым нормам и типичному сексуальному поведению тесного окружения.
     Половая роль –  модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.
     Половое самосознание –  складывающееся к пятилетнему возрасту устойчивое и необратимое отнесение себя к определенному полу.
     Половая жизнь –  совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение.
     Половая зрелость  – следующая за половым созреванием стадия физиологического развития организма, с наступлением которой половая жизнь, зачатие, беременность и роды являются нормальным явлением.
     Пол воспитания – пол , в соответствии с которым происходило общее развитие и обучение ребенка родителями или иными лицами, осуществлявшими воспитательные  функции, от выбора одежды, причёски и игр до применения наказаний за не конформное сексуальное поведение. Пол воспитания определяется гражданским полом и участвует в формировании полового самосознания и выборе половой роли.
     Половая конституция  – устойчивая совокупность врожденных и приобретенных свойств, определяющих уровень половой потребности, активности и сопротивляемости действию негативных внешних воздействий на сексуальную функцию.
     Понятийная стадия либидо  – допубертатная стадия его развития, когда у детей формируются лишенные сексуальной окраски общие представления о двуполости людей, собственной половой принадлежности, возникают элементы сексуального поведения в играх и стереотипы полоролевого поведения.
     Потенция сексуальная  – устаревший термин, использовавшийся для характеристики мужской сексуальности: скорости возникновения и полноты эрекции, способности к сексуальным эксцессам и контролю продолжительности полового акта.
     Психологический возраст  – физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
     Психосексуальная ориентация –  характерная для индивидуума направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и систему сексуальных предпочтений.
     Психосексуальное развитие  – процесс формирования у человека полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций.
     Половая роль  – стереотип поведения, который должен усвоить и которому должен соответствовать индивид в зависимости от его половой принадлежности и действующей системы предписаний для мужчин и женщин.
     Протоволлюстические ощущения – допубе5ртатные онтогенетические  предшественники специфических сладострастных ощущений, возникающих при фрикциях во время полового акта.
     Пубертат (подростковый возраст)  – период полового созревания.
     Репродукция – воспроизводство, синоним  размножения.
     Ретардация  – задержка сексуального развития.
     Свингинг  – практика гласного добровольного обмена партнерами у семейных пар, иногда приобретающая форму и рассматриваемая как разновидность группового секса.
     Сексизм  – не связанное с эротикой и сексом восприятие и дискриминация людей по признаку пола.
     Сексуализация –  придание сексуального значения предмету, событию, чувству, процессу, не имеющему непосредственного отношения к сексу.
     Сексуальная активность  – деятельность по реализации всей совокупности процессов, в основе которых лежат половые потребности и удовлетворение полового влечения, синоним половой жизни.
     Сексуальная культура  – часть общей культуры, характеризующая способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов.
     Сексуальное (половое) влечение  – совокупность чувств и переживаний, присущих человеку как представителю определенного пола, формирующихся на базе инстинкта размножения и являющихся мотивационной основой полового поведения.
     Сексуальность –  комплексная характеристика совокупности психо– физиологических и психосоциальных процессов, которые прямо или косвенно относятся к половой жизни. «Взрослая» сексуальность рассматривается Г. Аммоном как способность без страха погружаться в симбиоз партнерских отношений, устанавливать живой контакт на телесном, душевном и духовном уровнях, а также получать удовольствие от такого «многоуровневого» партнерского взаимодействия.
     Сексуальные игры —  игровые действия, связанные с демонстрацией, обследованием или стимуляцией гениталий и других эрогенных зон. В детском возрасте носят познавательный характер, у взрослых предшествуют половому акту и вносят разнообразие и новизну в интимные отношения партнеров.
     Сексуальные расстройства —  изменения параметров сексуальных реакций, затрудняющие или исключающие реализацию половой активности.
     Сексуальный сценарий  – когнитивная структура, объединяющая неосознаваемые символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный поведенческий ряд, позволяющий прогнозировать и оценивать сексуальное поведение.
     Сексуальные фантазии – продукт эротического воображения,  мечты и представления сексуального содержания, не совпадающие с реальным сексуальным поведением.
     Сексуальные реакции – изменения  психофизиологических параметров в процессе копулятивного цикла.
     Сексуальные предпочтения –  преимущественная направленность либидо на определенные сексуальные объекты.
     Сексуальный опыт –  совокупность знаний о сексе и навыков половых отношений.
     Синдром Доминиканской республики  – синдром низкой восприимчивости к андрогенам в детском возрасте, сопровождающийся формированием у мальчиков похожих на женские половых органов. В пубертатном периоде они превращаются в типичных мужчин с выраженными вторичными половыми признаками.
     Синдром деперсонализации – психическое  расстройство, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я».
     Силденафил – общая химическая основа  лекарственных средств («Виагра», «Сиалис», «Левитра») для лечения эректильной дисфункции.
     Соматический  – синоним телесный.
     Соматосексуальное развитие –  процесс последовательных физических изменений, отражающих возрастную динамику сексуального развития человека.
     Социальный возраст –  возраст соотношения достигнутого человеком социального статуса с уровнем достижений большинства его ровесников.
     Социальный пол (гендер) –  пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается окружающими.
     Социокультурная сексология  – область знаний, в которой рассматриваются вопросы половой жизни в социальном и культурном пространстве.
     Спонтанные эрекции  – эрекции, которые возникают независимо от эротизирующих стимулов и вне эротизирующей обстановки.
     Старческий период —  по критериям ЮНЕСКО возраст 75—90 лет. как правило сопровождающийся значительным понижением физических и психических функций, а также развитием старческой асексуальности.
     Суррогатные формы полового акта  – формы контакта половых органов без введения полового члена во влагалище: промежностный, межбедренный, вестибулярный, подмышечный и межгрудной, так как молочные железы относятся к женским половым органам.
     Тестостерон  – мужской половой гормон.
     Транссексуализм –  расстройство половой идентичности, некоррегируемое неприятие , отвергание своего биологического пола со стремлением к перемене пола хирургическим путем.
     Феромоны –  летучие гормоны, химические вещества, действующие как передатчики биологической информации между особями, в том числе играющие роль ключевых сексуальных раздражителей («релизеров»), привлекающих индивидов противоположного пола.
     Фрикции –  возвратно-поступательные движения полового члена во влагалище во время полового акта.
     Фрустрации сексуальные —  состояние психического и физического дискомфорта в результате подавления полового возбуждения или неудовлетворенных сексуальных потребностей.
     Целибат  – обязательное безбрачие католического духовенства.
     Церебротония  – один из трех классических компонентов темперамента, принятых в конституциональной теории Шелдона, который олицетворяет худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой и животом, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, с хорошо развитой нервной системой.
     Эрогенные зоны  – участки тела, раздражение которых вызывает половое возбуждение.
     Эдипов комплекс  – сдерживаемое подсознательное эротическое влечение сына к матери, связанное с восприятием отца как соперника.
     Депривация сексуальная –  вынужденное или сознательное подавление, то есть снижение половой активности ниже индивидуальной конституционно– возрастной потребности.
     Экстрагенитальный секс  – формы половой жизни, не связанные со стимуляцией гениталий: платоническая любовь, гейшизм и дистантные формы флирта.
     Эректильная дисфункция  (устаревшее название – импотенция) – продолжительная (не менее 6 месяцев) неспособность мужчины достигать и поддерживать эрекцию, достаточную для удовлетворительной сексуальной активности.
     Эстрогены –  женские половые гормоны (эстрадиол, эстрон и др.).
     Яички (семенники, тестикулы) –  это парные половые железы у мужчины, расположенные в мошонке, которые вырабатывают сперму и гормоны (в основном тестостерон).
     Яичники  – женские парные половые железы, расположенные по обе стороны матки и прикрепленные к ее широким связкам, которые вырабатывают яйцеклетки и женские гормоны: эстроген и прогестерон.
   



Литература
   
     Азбукин Д.  И. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в школе. М., 1928;
     Аккуратова Ж. и Кваша  Г. Брачная энциклопедия. – Харьков: «Простор»,1992.
     Атаров Т. С.  Вопросы полового воспитания. – М.: Медгиз, 1959.
     Богданович Л. А.  Актуальные задачи полового воспитания // Актуальные психологические и педагогические проблемы обучения и воспитания. – М., 1970;
     Ботнева И. Л., Маслов В. М.,  Современные проблемы формирования сексуальности. В сб. Актуальные проблемы современной сексологии и репрудоктологии./ Сб. тезисов научно-практической конференции, 23—26 июня 2003 г./ Под редакцией Б. М. Ворника. Киев. 2003 стр. 144.
     Бурлешин М.  Киберсекс – путь к вырождению. – М.: Экология. 2003.
     Гэри Ф. Келли  5Основы современной сексологии. Сексуальность и старение. – Изд. ПИТЕР, 2003.
     Дильман В. М. и др.  Элевационный механизм развития, старения и возрастной психологии.// «Физиология человека», – М.: 1975. №2. С.336—351
     Дебейки М., Готто А.  Новая жизнь сердца – М: ГЭОТАР Медицина, 1998.
     Жаклин Канн-Натан, Жан Коэн, Жильбер Торджман, Кристиан Верду . Энциклопедия сексуальной жизни. – М.: Интерпринт, 1991.
     Имелинский К . Сексология и сексопатология. – М.: Медицина, 1986.
     Исаев Д., Каган В . Половое воспитание и психогигиена пола у детей. -Л., 1979.
     Исаев Д., Каган В . Психогигиена пола у детей: (Руководство для врачей). – Л.: Медицина, 1986.
     Каган В.  Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991.
     Келли Г.  Основы современной сексологии: Пер. с англ. – С. Пб: Питер, 2000.
     Кочарян Г. С.  Сексуальные дисфункции у мужчин и поведенческие паттерны. / Актуальные проблемы современной сексологии и репродуктологии. – Киев.2003, С.53—55.
     Кащенко Е. А.  Долгая жизнь в сексе / Под ред. С. Т. Агаркова. – М.: Издатель-пресс, 1995.
     Кащенко Е. А.  Сексуальная культура военнослужащих. – М.: Едитриал УРСС, 2003.
     Кащенко Е. А.  Секс: реальный и виртуальный. – М.: Едитриал УРСС, 2004.
     Кащенко Е. А.  Стимулирование сексуального влечения. – М.: Едитриал УРСС, 2010.
     Кащенко Е. А.  Откровенный разговор про это. – М.: ЭКСМО,  2012.
     Кащенко Е. А., Котенёва, А. Н. . Откровенный разговор про это с подростком. – М.: ЭКСМО, 2013
     Кащенко Е. А., Котенёва А. Н., Прокопенко Ю. П.  Откровеный разговор про это с теми, кому за…. – М.: ЭКСМО, 2014
     Климов Б.  Как стать женщиной. Как остаться мужчиной. – М.: Совершенно секретно, 1995. №5, с.23.
     Колесов Д. В.  Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980.
     Корсунцев И. Г.  Виртуальные финансы //Независимая газета – «НГ-политэкономия» N 16, от 2 ноября 1999 г, стр.7.
     Кон И. С.  Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990..
     Кон И.  С. Сексуальная культура в России: клубничка на березках. -М., 1998.
     Кришталь В. В., Андрух Г. П.  Сексуальная гармония супружеской пары. Сексуальная дисгармония супружеской пары. – Харьков: Велес, 1996.
     Лев-Старович З.  Нетипичный секс. – М.: Изд. «Советский спорт», 1995.
     Лосева В. К., Луньков А. И.  «Психосексуальное развитие ребёнка». -М, 1995.
     Луценко А. Г.  Психосексуальное развитие: современные тенденции и особенности // Сексуальное здоровье человека на рубеже веков: проблемы, профилактика, диагностика и лечение: Матер. междунар. конф. – М., 1999. – С. 24—25.
     Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р . Мастерс и Джонсон о любви и сексе: В 2 т. – СПб., 1991. Т.1—2.
     Магнутова И. Ю.  Половое просвещение и снижение конфликтности в семейной подсистеме «мать – дочь». Сб. тезисов международной научно-практической конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии». – М., 2002.
     Медведева Г. П.  Введение в социальную геронтологию. – М.: МПСИ, 2000.
     МКБ-10 (Международная классификация болезней). Классификация психических и поведенческих расстройств. – С. Пб: Адис, 1994.
     Нравственное воспитание: В 2 т. – Прага,1963.
     Общая сексопатология: Руководство для врачей / Под ред. Г. С. Васильченко.  – М.: Медицина, 1977.
     Ожегов С. И.  Словарь русского языка. – М.: Изд. «Советская энциклопедия»», 1970.
     Платон.  Избранные диалоги. – М.: Политиздат, 1965.
     Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Д. Карвасарского). – СПб, 1998.
     Понтон Л.  Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
     Проблемы современной сексологии и сексопатологии: Cб. материалов научно-практической конференции сексопатологов. Москва, 9—13 сентября 1996. – М., 1996.
     Психология развития. 7-е изд./ Г. Крайг. – Спб.: Питер, 2003.
     Рейнуотер Д.  Это в ваших силах. – М.: Пресс, 1992.
     Ремшмидт X.  Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994.
     Розенталь С.  Секс после сорока. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
     Рут К. Вестхаймер.  Секс для «чайников». – Киев. Изд. «Диалектика». 1997. С. 207—212.
     Сандра Риза Лейблюм  Секс и Интернет: клинические аспекты (в христоматии «Сексология»). Изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001. С.431—443.
     Санчес М.  Киберсекс – наркотик нового поколения. «El Pais», Испания. 06 сентября 2002.Перевод: Гонсалес Анна,. inoСМИ.Ru по публикации на сайте inosmi.ru : 11 сентября 2002, 18:06
     Свядощ  А. М. Женская сексопатология. – М.: Медицина, 1974.
     Сексология и сексопатология. Научно-практический журнал МЗ РФ. №1—6.
     Сексопатология: Справочник / Г. С. Васильченко, Т. Е. Агаркова , С. Т. Агарков  и др.; под ред. Г. С. Васильченко. – М.: Медицина, 1990.
     Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «Ось – 89», 1996.
     Современные тенденции организации психиатрической помощи: клинические и социальные аспекты./ Материалы российской конференции. М.: 5—7 октября. 2004.
     Современный философский словарь. Под ред. Проф. Кемерова. М.: 1996.
     Стернберг Р.  Триангулярная теория любви. / Психологическая мысль.1986, №2, с.119—135.
     Сыркин А. Л.  Инфаркт миокарда. – М.: ООО «МЕДИЦИНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО», 1998.
     Хьелл Л., Зиглер Д . «Теории личности». – СПб, 1999.
     Фельдштейн Д. И.  Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
     Фрейд З.  «Введение в психоанализ: Лекции». – М, 1989.
     Фрай М., Щеглов Л.  Книга извращений: Антология. – СПб.: Амфора, 2002.
     Фрейд З.  Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.
     Эльконинова Л. И. Антонова М. В.  Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста. Психологическая наука и образование (2002 №4). С.24
     УК РФ. Одобренный Советом Федерации 5 июня 1996 года.
     Штарке К., Фридрих В . Любовь и сексуальность до З0 лет. – М.: Высшая школа, 1991.
     Хайкин В. Л.  Активность (характеристики и развитие). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО 2МОДЭК», 2000.
     Файдыш Е. А.  www.techno-feng-shui.nm.ru6
     Эриксон Э.  Детство и общество. – СПб.: Ленато, ACT, 1996.
     Эриксон Э.  Идентичность: юность и кризис. – М, 1996.
     Яффе М., Фенвик Э.  Секс в жизни мужчины: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990.
     McGrath,  C. (1996 December 8). The Intervet’s arresteed development. The New York Times Magazine,  pp. 80—85.
   
     Общедоступные сетевые ресурсы
     http: // www.zdnet.com / anchordesk/stories/story/0,10738,2690741,00. David Sheehy, G . (1995a). New passages: Marring your life across time. New York: Random House. P.62.
     Clellan S. Ford and FrankA.  Beach, Patterns of Sexual Behaviorn (Harper & Row, 1951)
     Coursey , Executive Editor, «AnchorDesk»
     http://virtualistorii.narod.ru/virt11.htm
     http://www.emedia.ru/
     http:// www.sexbook.ru
     http://www.sexnarod.ru/index.php?showforum=21
     http://www.sexplorer.ru
     http://orgonomic.narod.ru/w/lib/sexrev/sexrev53.htm
     http://formen.narod.ru/sex_patologia_disetiopat.htm —
     Урологический сайт «Об интимном для мужчин.
     http://www.newsru.com/russia/28jun2007/lifeexp.html
     http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0227/barom07.php

   
   

Приложение. Советы родителям на некоторых онтогенетических этапах
   
В пренатальный период
   
     Необходимо планировать появление детей соответственно возможностям, потребностям и обоюдному для родителей желанию;
     После получения известия о зачатии изменить свое обоюдное отношение к действительности с учетом интересов будущего ребенка;
     Добросовестно выполнять рекомендации врачей в процессе беременности;
     Поддерживать друг друга, оказывая посильную помощь и содействие в обеспечении безопасности плода и его нормальном развитии;
     Адекватно реагировать на все изменения психологического состояния и здоровья будущей матери;
     Морально готовить себя к появлению ребенка, независимо от того, кто появится на свет: мальчик или девочка.
     По возможности исключить стрессы, депрессии, травмы и т. д. в социальном окружении родителей и непосредственно в семье;
     Регулярно проявлять положительные эмоции, стараясь избегать негативных моментов в жизни.
   
На этапе младенчества
   
     Оценивать уровень «нормальности» сексуальных проявлений ребенка. При этом надлежит учитывать такие аспекты как влияние его темперамента, половой конституции, индивидуальные особенности развития влечений, своеобразие культурной сферы, окружающей собственное чадо и самих мам и пап.
     Сравнивать поведение собственного ребенка с окружающими детьми-ровесниками и воспоминаниями своих родителей о личных сексуальных проявлениях того самого возраста.
     Адекватно реагировать на условно-сексуальное поведение малыша, не выражая недовольство негативными действиями.
     Отвлекать ребенка и переключать его внимание на более привлекательные и занимательные действия и явления, которые могут существенно изменить как форму сексуальных проявлений, так и их дальнейшие повторения.
     Обращаясь к специалистам в области детской сексологии, родители должны представлять себе, что никто из педагогов или медиков не возьмет на себя задачу единоличного проведения такой работы без участия самих родителей. Не следует испытывать иллюзий, что двумя-тремя предписаниями и советами можно решить все проблемы. Конечно, есть советы, выполнение которых помогает существенно тем, кто просто заблуждается или сомневается в своей правоте. Но в большинстве случаев следует настраиваться на регулярные беседы, сбор информации о контактах и поведении ребенка, кропотливое выполнение советов и рекомендаций.
   
В парапубертатный и препубертатный период
   
     Следует развивать и укреплять доверительные отношений между родителями и детьми;
     Внимательно и доверительно разъяснять ребенку невозможности перемены пола.
     Избегайте поучений в этих вопросах и говорите коротко и ясно, так как маленький ребенок еще не может долго сосредотачивать свое внимание на одном вопросе. Если вы скажете больше, чем стоит, ребенок все равно забудет то, что не понял.
     Обращать внимания малыша на преимущества поведения, свойственного его полу.
     Родителям при необходимости стоит осуществлять коррекционное воздействие на детей с помощью специалистов-врачей;
     Старайтесь не наказывать ребенка за впервые увиденное вами его непристойное условно-сексуальное поведение и «грязные» словечки.
     Услышав непристойные слова из уст ребенка, спокойно объясните ему их значение. И разъясните, почему эти слова не стоит употреблять.
     Не выражайте злость и негодование ребенку по поводу его условно-сексуального поведения.
     Называйте половые органы правильно, не используя вульгарных и стыдных выражений.
     Постоянно поощрять маскулинное (для мальчика) и фемининное (для девочки) поведение;
     Выказывать неодобрение маскулинного (для девочки) и фемининного (для мальчика) поведения, если оно становится превалирующим в действиях ребенка;
     Повышать участия отца или заменяющего его лица в жизни фемининного мальчика, или матери, сестры, в жизни маскулинной девочки.
   
В пубертатный период
   
     Разговаривайте с ребенком на темы сексуальных отношений в такой же естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
     Старайтесь говорить не только конкретно, но и высказывайте свое отношение к «этой» теме.
     Не стесняйтесь собственных переживаний по половым проблемам, покажите ребенку, что вас тоже волнуют его заботы.
     не употребляйте фразу «ты еще маленький, чтобы понять это». Лучше удовлетворите его интерес информацией доступной возрасту вашего ребенка.
     Если вы не способны объяснить какой-либо вопрос на его уровне, обратитесь к специалистам: учителям, врачам, психологам, которые способны и умеют разговаривать с детьми на «эти» темы.
     Не стесняйтесь признаться, что не знаете ответа на какой-либо вопрос. Хотя лучше заранее быть к нему готовым, или, в крайнем случае, вместе с ребенком в ходе совместной игры постараться найти ответ на него.
     Старайтесь убедиться в том, что ребенок усвоил правильно вашу информацию. Задайте после беседы с ребенком ему несколько «контрольных» вопросов.
     Будьте терпеливы, у детей бывает больше вопросов, чем у вас готовых ответов.
     Спокойно относитесь к изменениям в сексуальном развитии своего ребенка. При необходимости советуйтесь со специалистами в области подростковой сексуальности.
     Поддерживайте присутствие ребенка в коллективах, группах, где создана благожелательная атмосфера, способствующая эффективной половой социализации и нормальному психосексуальному развитию.
     Старайтесь, и ваша работа окупится сторицей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий