Бриджит Мартель - Сексуальность, любовь и Гештальт

Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и нетипичных.
Для психологов, психотерапевтов, врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой темой.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение. Гештальт-подход и его преимущества для работы с сексуальными проблемами

ЧАСТЬ I. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕКСУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Глава 1. Выработка ориентиров
Вопрос «нормальной» сексуальности
Сопровождение сексуальных расстройств
Переход от общего к частному
Этап высказывания
Цикл сексуального взаимодействия и его срывы
Сексуальные приказания и запреты
Факторы возникновения устойчивого сексуального затруднения
Пентаграмма Гингера
Критерии сексуального здоровья

Глава 2. Сексуальность и бытие
Ответственность и поиск смысла в сексуальности
Сексуальность на фоне конечности бытия и одиночества
Сексуальность и ответственность
Сексуальность и несовершенство
Сексуальность — шестая экзистенциальная данность

Глава 3. Агрессивность и ее значение
Агрессивность как противоположность жестокости
Различие между агрессивностью и насилием
Гипоагрессивность и трудности эрекции
Тело и агрессивность
Дефлексия агрессивности и коммуникация в паре
Гиперагрессивность и сексуальные трудности
Страх вместо агрессивности

Глава 4. Работа с фантазиями
Значение фантазий
Наиболее распространенные фантазии
Развитие эротического воображения
Слова и дела

Глава 5. Гештальт-подход и сексуальность
Что такое «гештальт-терапия»
Наблюдение за процессом и совместное построение смысла
Экзистенциальные и феноменологические корни гештальта
Реабилитация здоровой агрессивности
Гештальт и сексуальность
Контролируемое участие
Воспитательная роль
Роль наглядности
Преимущества терапевтической работы в группе
Вопросы деонтологии

ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Глава 6. Превратности желания
Отсутствие желания: что первично — психология или физиология?
Агрессивность и сексуальное желание
Тело и заблокированное желание
Затрудненная эрекция
Убийца желания — рутина
Сексуальное желание и менопауза

Глава 7. Оргазм 
Сексуальное совершенство
Незнание своего тела
Преждевременная эякуляция
Страх потерять контроль
Оргазм и сексуальная травма

Глава 8. Фантазии и парафилии 
Что такое парафилия
Фантазии, сексуальные игры или парафилия?
Психотерапевтическое сопровождение парафилов
Эрогенный мазохизм
Садомазохизм

Глава 9. Сексуальная ориентация и половая идентичность 
Сексуальная ориентация: гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм
Гомосексуализм
Континуум «Гомосексуальность — гетеросексуальность»
Гомофобия
Поиск причин
Эго-дистония и эго-синтония
Гомосексуальная идентичность
Тендерная идентичность

Глава 10. Излечим ли инцест?  
Разрушение стены молчания
Преодоление молчания и признание случившегося
Выход из нечувствительности
Выражение подавленных эмоций
Испуг, отвращение, гнев по отношению к агрессору
Гнев на окружающих
Исследование чувства вины
Работа с чувством стыда
Реальное и/или символическое возмещение ущерба
Перестройка отношений с другими людьми
Путаница
Срывы цикла контакта и цикла сексуальной реакции
Повторение
Обретение удовлетворяющей сексуальности
Перевернуть страницу
Жизнь в атмосфере инцеста
А что находится на другом полюсе?
Психотерапия людей, совершивших насилие

Глава 11. Стыд и вина в сексуальности 
Вина реальная и вина невротическая
Что такое стыд?
Преодоление стыда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРИЛОЖЕНИЕ
Заключение. Ступая по земле контрастов
Приложение. Деонтологическии кодекс Европейской Ассоциации Психотерапии




ПРЕДИСЛОВИЕ 

Уважаемый Читатель!
Если ты открыл эту книгу и читаешь предисловие, то можно предположить, что некоторый интерес к теме сексуальности и любви у тебя присутствует. Мы видим своей задачей не возбуждение твоего любопытства к этим вечным темам, и не пересказ книги — ты ее прочтешь, если захочешь, — а в том, чтобы вкратце обрисовать место этой книги в потоке психологической и психотерапевтической литературы и облегчить тебе ориентацию и выбор.
Прежде всего о том, как преломлена тема: ведь о любви и сексуальности можно писать с разбросом спектра от мифов древней Греции до порнолитературы, включая весь полиморфизм романического жанра. Данная книга — руководство по психотерапии, написанное простым и прозрачным языком, но требующее определенного знакомства с терминологией. В основном (но не только!) она адресована профессионалам — психотерапевтам различных направлений, психологам и господам смежных профессий, поскольку действие разворачивается в психотерапевтическом кабинете или на терапевтической группе. Теория излагается удивительно структурированным и лаконичным образом. Не требуется быть специалистом в гештальт-подходе, чтобы понять, каким образом теоретические посылки обслуживают самые непосредственные практические нужды терапевта: помочь клиенту заговорить на трудную для него тему, самому сориентироваться в том, с чем столкнулся клиент и как его сопровождать в непростом и многоплановом пространстве его сексуального бытия.
Всякая посылка сопровождается клиническим примером, что, с одной стороны, исключает произвольные толкования и выводы, не позволяет утонуть в домыслах, а с другой — придает повествованию легкость и увлекательность. Ведь что может быть слаще для терапевта, чем читать жизнеописания чужих клиентов и сопоставлять с тем, что повествуют ему его собственные. А может быть, ваши клиенты редко обсуждают подобные темы? Интересно...
Обилие примеров делает книгу привлекательной и для другого круга людей, интересующихся психологическими проблемами и психотерапией: для тех, кто набрался отваги стать «клиентом», и тех, кто, конечно, упаси господи, никогда к психотерапевту не пойдет, но хотел бы сопоставить свои переживания в сфере сексуальности с переживаниями других людей; убедиться, что он еще о-го-го, а заодно хоть одним глазком заглянуть в потаенный мир происходящего за закрытыми дверями психотерапевтического кабинета и на группе: что там поделывают эти странные ребята, у которых есть проблемы?
Что делает книгу особенно привлекательной для всех заинтересованных участников терапевтического пространства, так это позиция сотрудничества, которой искренне и последовательно придерживается автор. Психолог найдет в руководстве конкретные ситуации и способы, когда и как необходимо сотрудничать с врачом (например, когда сексуальные проблемы его клиента обнаруживаются на фоне депрессии, требующей медикаментозной терапии) или юристом (если жертва инцеста принимает решение требовать возмещения ущерба). Врач-сексопатолог может найти новые способы сотрудничества со своей «аноргазмичной» клиенткой и хоть немного передохнуть в своем наполненном аппаратурой кабинете; а клиентка — что ж, ее открытым текстом приглашают к сотрудничеству, позволяющему ей начать самой управлять процессом ее сексуальности.
Книга приятно удивляет глубиной клинического мышления, сохраняя при этом богатство феноменологических описаний и глубокое уважение к субъективности каждого участника терапевтического процесса, по какую «сторону стола» он бы ни находился.
Другим — безусловным, с нашей точки зрения, — достоинством книги является ее практическая направленность, но без крена в механистичность. Мы вспоминаем учебники и руководства, по которым некогда постигали загадочную «сексологию». Монография Мастерса и Джонсона, 30 лет назад поражавшая своим новаторством: неужели «это» можно так исследовать?! Неужели «этим» можно управлять? Но вот возбуждение новизны улеглось, а досада от физиологичности, механики и отсутствия человечности — осталась. Классический двухтомный учебник Васильченко, по которому два поколения студентов-медиков выясняли: а все ли у меня О'к в этой щекотливой области? Замечательно подробный и обстоятельный, приводящий море статистики, он не отвечал практически никогда на вопрос: «А если у меня не так, как у всех, то что же с этим делать?» Кроме того, крен в нормативы приводил как раз к тому, что усердные читатели домогались совершенства и «бились за норму» у себя, своих партнеров и пациентов/клиентов как раз в той области, где единообразие противопоказано. Блистательные книги Кона, полные поэзии, мифа и тайны; они читались, как сказка. Каково же было разочарование, когда попытка соотнести только что приобретенное прекрасное знание разбивалось о робкие, невразумительные и совершенно прозаические жалобы клиента, что у него «это как-то не того, и жена недовольна, и вот...».
В отличие от описанных «столпов и классиков», данная книга последовательно развенчивает миф о «норме и единообразии»; обсуждает соотношение сексуальности с широким кругом жизненных коллизий и экзистенциальных вопросов, принципиально не имеющих универсального решения. В то же время, описывая конкретное страдание, автор дает ясные рекомендации о тактике и стратегии психотерапевтической помощи, позволяющие поддержать клиента и одновременно помочь ему восстановить ответственную позицию и чувство собственного достоинства.
Теперь о последнем слове названия — о Гештальте. Здесь не место подробно обсуждать Гештальт как метод, кроме того, это один из самых распространенных психотерапевтических подходов. Хочется сказать о двух вещах: во-первых, об очевидной приверженности автора общим для всех гештальтис-тов ценностям, а во-вторых, о ее принадлежности к традиции Парижской Школы Гештальта (EPG). Что касается первого, мы имеем в виду: диалог, феноменологию и практическое применение теории поля; в этой теме, столь интимной, столь чреватой глубокими душевными ранами, столь зависимой от нормирующих и контролирующих социальных влияний, они важнее, чем, может быть, где бы то ни было еще.
Второе — принадлежность EPG — выражается как в формальном статусе автора: Бриджит Мартель является одним из директоров и обучающих терапевтов Парижской Школы Гештальта, ученицей и коллегой основателя этой школы Сержа Гингера (может быть, вам приходилось читать его книги «Гештальт — терапия контакта» и «Гештальт — искусство контакта»), так и не только в формальном смысле. В свом труде Бриджит творчески развивает теоретические и методические приоритеты Школы: интерес к экзистенциальной проблематике, холистичность, использование пентаграммы Гингера, практическое применение цикла контакта и сопротивлений. Она верна традиции Школы в отношении глубокого интереса к связи нейрофизиологии и феноменологии; установки на сотрудничество, а не обособление; приверженности к эксперименту, получению чувственного опыта в « здесь и теперь», а не только к разговору. Книга полна апелляций к риску, к смеху, к открытому проявлению чувств — словом, ко всему тому, что способно пробудить энергию любопытства, интереса, включенности и сопричастности.
Надеемся, что если вы выберете прочесть эту книгу, то эта энергия окажется для вас заразительной.
Елена Иванова, Наталья Лебедева (Санкт-Петербургский Институт Гештальта),
научные редакторы книги

Посвящается моим дочерям, которые выросли и стали женщинами




ВВЕДЕНИЕ. Гештапьт-подход и его преимущества для работы с сексуальными проблемами

«Любовь всегда была для меня наиважнейшим занятием или, скорее, единственным моим делом», — заявляет Стендаль в «Красном и черном». «Желания достаточно, чтобы вдохнуть жизнь в целый мир», — вторит ему Ламартин в «Смерти Сократа» . И я охотно присоединяюсь к этим вдохновенным лирическим строкам! Однако в своей повседневной психотерапевтической практике я нередко встречаю таких людей, которые перестали испытывать желание, а также тех, кто был травмирован насилием или расставанием, или тех, кто живет, испытывая постоянный стыд, иначе говоря, всех, кого ставят в затруднение или побуждают к размышлениям вопросы, связанные с сексуальностью. Для них и для всех остальных — а кто из нас не задумывается о сексуальности? — я и решила написать эту книгу.
Гештальт-подход можно определить как искусство контакта; сам же контакт может устанавливаться в трех направлениях: контакт с самим собой, со своими потребностями, желаниями, страхами, травмами... контакт с другими людьми в области чувств, отношений, в профессиональной сфере... и, наконец, контакт с окружающей средой, обществом, со сферой образования. Этот психотерапевтический метод стремится выявить возможные затруднения в данных типах контакта с целью его улучшения.
Гештальт-подход предлагает несколько оригинальных путей для исследования сексуальных трудностей, рассматривая проявления нашей сексуальности как различные способы поддержания контакта и отношений. Реабилитируя здоровую агрессивность, помещая креативность в центр человеческой деятельности, выходя за ограничительные рамки нормальности, связывая сексуальность с важнейшими экзистенциальными проблемами, это направление гуманистической терапии тем самым стремится по-особому взглянуть на проявления нашей сексуальности и, прежде всего, преодолеть застой и вновь пережить творческий порыв.
Секс и любовь. Как соединить эти два понятия? Что значит «по-настоящему любить» того, кто тебе дорог? Нужна ли любовь для того, чтобы сексуальная жизнь приносила удовлетворение? Как поддерживать пламя желания? Как соединить любовь и сексуальность? Как прийти к признанию разнообразия форм любви? Как пережить сексуальные затруднения, несущие отпечаток возраста? Являются ли сексуальные неудачи синонимом иссякнувшей любви? Какова здесь роль психотерапии? Может ли она наладить движение, ускорить заживление ран, помочь разобраться в таких вопросах, как нормальность, сексуальная ориентация, половая идентичность?
Сколько же вопросов было высказано и проработано в моем психотерапевтическом кабинете, на группах или учебных семинарах! С годами накопился клинический опыт, и мне захотелось скромно поделиться своими удачами, трудностями, размышлениями, исследованиями.
Я веду в Парижской Школе Гештальта группы на тему «сексуальность сегодня»; на эти группы может прийти каждый, кто хочет узнать больше о своей сексуальной жизни, разобраться в конкретной проблеме или вдохнуть творчество в свое задремавшее либидо. На этих группах мы уделяем много времени разговору о «наших сексуальностях». Вместо «сексуальности» вообще я предпочитаю говорить о разнообразных формах сексуальности; такая форма слова помогает человеку открыться, сохраняя его право быть самим собой при уважении к другим людям и законам. Материалом для этой книги послужили как терапевтическая работа, так и результаты обсуждений с коллегами, привнесшими в нее свой опыт и конструктивную критику. Они присутствуют на каждой странице; именно поэтому я столь часто использую местоимение «мы».
Термин «сексуальность» часто нагружен страхами, страданиями или травмами. Выражение «работа с сексуальностью», которым пользуются психотерапевты, особо подчеркивает этот тяжелый аспект, требующий большого труда, где риск сочетается с терапевтической поддержкой. Здесь можно встретить и «бомбы», лежащие в глубинах личной истории, и «скелеты в шкафу» нашей психики, и затаившиеся у придорожья «мины-ловушки»...
Но это еще и источник творчества, проявление стремления к жизни. Как мы, бывает, радуемся, обнаружив в «тайном саду» красивые цветы, незабудки с нежным запахом, розы без шипов, оазис в пустыне... Для меня важны эти минуты счастья, и я радуюсь, когда могу разделить их с теми, кого сопровождаю в пути.
Подобный союз энергии, удовольствия и трудностей придает всей терапевтической работе совершенно особый колорит — жизнеутверждающий и несущий надежду тем, кому причинила страдания их собственная сексуальность или сексуальность тех, кто был с ними рядом.
Итак, в этой книге я поведу речь о «сексуальностях» или, скорее, о том, как жить с этой энергией: активно открыться ей навстречу или пассивно относиться к ней как к чему-то неприятному, но неизбежному.
В разговоре я коснусь того, как нас может задеть и даже ранить чужая сексуальность, и расскажу о возможных путях восстановления. Опираясь на опыт коллег, я поделюсь знаниями о возможных терапевтических стратегиях и преимуществах гештальт-подхода в работе с этой проблематикой.
Я буду говорить о не всегда простой взаимосвязи сексуальности, любви и духовности.
Пусть эта книга не претендует на полноту изложения, но я надеюсь, что она подтолкнет ее читателей к спорам и размышлениям.
Эта книга, прежде всего, для вас — тех, кто начал свою сексуальную жизнь с травмы, кто был подавлен воспитанием, кто потерял свой сексуальный интерес или стал относиться к сексуальной жизни как к долгу... но также и для тех, кто стремится к полноте переживания своей сексуальности, а еще — для тех психотерапевтов, которые изо дня в день в своем кабинете врачуют душевные раны и тяготы людей, нуждающихся в их сопровождении.
Я посвящаю эту работу всем тем, кто решил коснуться этой темы с нашей помощью, коллективно или в интимной обстановке кабинета психотерапевта, на группе или на индивидуальной психотерапии. Пусть анонимно, но они присутствуют на страницах этой книги. Мне хочется особо поблагодарить их за доверие и за ту пищу для размышлений, на которой взросло мое желание писать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий