Люди часто смешивают вопросы половой идентичности («Я мужчина или я женщина?») и вопросы сексуальной ориентации («Кто меня больше привлекает: представители моего пола или противоположного?»).
Эта ошибка в какой-то мере является порождением нашего общества, которое все еще принимает гомосексуалистов за людей с проблемами половой идентичности, которые не ощущают себя полностью мужчиной или только женщиной. Некоторые фильмы и театральные пьесы лишь способствуют этой путанице; в этих откровенных фарсах с завидной регулярностью появляются мужчины-гомосексуалисты в образах «дурочек», «тетушек» или того, что американцы называют «drag queens», а женщины в них изображаются как «нудные тупицы» или «неудовлетворенные дамочки».
Такая же мешанина мне встретилась и в некоторых книгах по сексуальности... Понятно, что один и тот же человек может сомневаться как в своей половой идентичности, так и в своей сексуальной ориентации, однако не стоит обобщать!
Этим двум вопросам иногда сопутствует третий: «Признаю ли я себя гомосексуалистом? »
Рассмотрим подробней все эти три темы, а также способы их психотерапевтического сопровождения.
Сексуальная ориентация: гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм
Гомосексуализм
В 1886 г. Р. фон Крафт-Эббинг* включил гомосексуализм в разряд перверсий. 3. Фрейд** сделал большой шаг вперед, заявив, что гомосексуальность сама по себе не является патологией и что существует несколько типов сексуальности.
Во время Второй мировой войны осуществлялись крупные гонения на гомосексуалистов, 800 000 которых подверглись депортации в нацистские концлагеря.
В 1960-е гг. гомосексуализм все еще считается социальным бичом или болезнью, с которой необходимо бороться***.
Проведя многочисленные исследования под давлением Американского движения в защиту прав гей-меньшинств, Психиатрическая ассоциация США в 1973 г. вычеркнула гомосексуализм из списка психических заболеваний.
Если в 1968 г. DSM-II определяет гомосексуальность как психическое заболевание и помещает его в разряд сексуальных отклонений, то уже в DSM-III, опубликованном в 1980 г., отмечается, что «сама по себе гомосексуальность не считается психическим заболеванием».
Всемирная организация здравоохранения признала этот факт совсем недавно — только в 1993 г.!
Начиная с 1994 г. в крупнейших городах США, Австралии и Европы в июле происходят демонстрации под названием «Gay Pride».
Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. М.: Республика, 1996. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. М.: Астрель, 2004. См. в Интернете исторический очерк Роже Франкара: http:// www.roger-francart.org/francart.htm, а также документальный телефильм "Bleu, blanc, rose, 30 ans de la vie homosexuelle".
Континуум «Гомосексуальность - гетеросексуальность»
Гомосексуализм — это сексуальная склонность почти исключительно к лицам своего пола.
Это довольно простое определение, которое не учитывает некоторые нюансы, но нам его будет достаточно. Ведь наша цель состоит не в том, чтобы поделить всех людей на две изолированные группы, а в том, чтобы предложить каждому задуматься о своей сексуальной ориентации.
Эта работа включает несколько этапов. Прежде всего необходимо задать себе вопрос: считаю ли я себя внутренне гомосексуалистом? В данном случае мы затрагиваем вопрос гомосексуальной идентичности. Отметим, что ощущение своей идентичности не является прямым следствием поведения человека: некоторые люди совершают гомосексуальные действия, не считая себя при этом гомосексуалистами, а другие называют себя гомосексуалистами, хотя у них никогда не было сексуальных отношений с партнерами одного с ними пола.
О типично гомосексуальном поведении можно говорить только применительно к сексуальным отношениям. В остальных областях и у гомосексуалистов, и у гетеросексуалов наблюдаются самые разнообразные формы отношений и поведения. Однако гомосексуалисты часто становятся жертвами карикатурных представлений о себе, которые в большой мере поддерживаются нашим страхом перед собственными гомосексуальными тенденциями. Проявления такого отношения особо заметны у подростков, которые, возможно, сами ощущают гомосексуальные чувства, но очень их боятся. В средней школе можно часто услышать ругательства «пидарас» или, еще хуже, «мерзкий пидор»!
Второй вопрос, встающий перед человеком, который определяет себя как гомосексуалиста: «Могу ли я это как-то показать или лучше об этом сказать, и если да, то кому?» Здесь мы касаемся темы признания в своей гомосексуальности («coming out»). Это трудный этап, и некоторые его так и не преодолевают, опасаясь враждебного отношения своей семьи или окружения.
Однако было бы интересней не делить людей на две разные замкнутые группы, а рассматривать их в континууме сексуального поведения, предложенном А. Кинси*. Этот континуум начинается от исключительной гетеросексуальности и заканчивается исключительной гомосексуальностью, включая следующие этапы:
0. Исключительная гетеросексуальность.
1. Эпизодическая гомосексуальность.
2. Преобладающая гомосексуальность.
3. Бисексуальность.
4. Преобладающая гетеросексуальность.
5. Эпизодическая гетеросексуальность.
6. Исключительная гомосексуальность.
Разрабатывая эту шкалу, Кинси основывался исключительно на факторе поведения: например, он называет бисексуалом того, кто хотя бы раз испытал оргазм с представителями обоих полов. Он совершенно не учитывает желания и возбуждения в отношении к людям того или иного пола. Возможно, в этом состоит ограниченность данной схемы. Тем не менее такой континуум может оказаться полезным для того, чтобы отказаться от ограниченных взглядов на эту тему, очень распространенных и в наше время, хотя Фрейд еще в начале XX века утверждал, что изначально любой человек — бисексуал и полиморфный извращенец...
А. Кинси (Kinsey) — американский сексолог 1940-х гг. — основатель статистической сексологии и автор фундаментальных работ о реальных формах сексуального поведения у мужчин (1948) и женщин (1953). Автор книги Sexual Behaviour in the Human Male. Philadelphia: Saunders, 1948.
Эту схему можно представить в виде графика (рис. 5). На оси ординат расположен «гомоэротизм», который может быть сильным или слабым, а на оси абсцисс — «гетероэротизм», также изменяющийся от сильного к. слабому. Этот график дает нам возможность уйти от линейных представлений о гомо- и гетеросексуальности. Мы одновременно можем быть и сильно гомосексуальны и сильно гетеросексуальны, или выраженными гомосексуалами без всякой склонности к гетеросексуальности, мы также можем не обладать выраженной склонностью ни к гомосексуальности, ни к гетеросексуальности, это будет означать, что у нас неразвитая сексуальность и т. д.
Гомофобия
На этот раз речь пойдет не о том, что может привлекать, а о том, что отталкивает. Гомофобия — это неприятие гомосексуальности, в основе которого лежит страх самому стать гомосексуалистом. Это явление часто зависит от специфики культуры, но оно встречается как у гетеросексуалов, так и у гомосексуалистов.
Гетеросексуалу гомофобия может быть нужна для того, чтобы ощущать себя нормальным человеком с правильной сексуальной ориентацией. Она может помочь ему скрыть свои гомосексуальные склонности, ведь свои желания нам намного проще проецировать на окружающих.
Несколько иначе проявляется гомофобия у гомосексуалистов. Это может быть страх собственных желаний, трудности с проявлением любовных чувств, низкая самооценка и часто возникающий стыд...
Терапевтам, которые работают с гомосексуалистами, обязательно следует задуматься о собственной гомофобии и о ее возможных проявлениях, например, в выражениях типа: «Если у него есть такая психическая проблема, то он — гомосексуалист!»
Марина Кастанеда* дает гомосексуалистам, которые ищут терапевта, следующий совет: «Если ваш терапевт говорит, что он работает с гомосексуалистами так, словно они нормальные люди, то срочно меняйте своего терапевта!»
Ведь в словах «словно они нормальные» содержится обвинение в адрес анормального и неконгруэнтное отношение, проявляющееся в выражении «так, словно». Хорошенькое начало терапевтических отношений! К счастью, есть много таких терапевтов, которые прошли путь, необходимый для того, чтобы отказаться от груза подобных предрассудков.
Поиск причин
В специальной литературе можно обнаружить различные гипотезы о причинах гомосексуализма: биологические, куль-туральные, социальные, личностные. Их очень много, все они противоречат одна другой, и нас они по-настоящему не интересуют. Гештальт-психотерапевты ориентируют своих клиентов не на поиск причин, а на исследование того, как они переживают свою сексуальность и с какими проблемами сталкиваются.
С теми клиентами, которые начинают задумываться о причинах своей гомосексуальности, мы исследуем смысл и значение их сомнений: они сами ощущают себя ненормальными или подобные гипотезы высказываются их окружением? И какая им польза от того, что они найдут причину своей гомосексуальности?
У такого исследования есть одно преимущество: может, оно и не даст им ответов на вопросы, однако научит их говорить о своей сексуальной ориентации и поможет присвоить ее.
Эго-дистония и эго-синтония
Понятия эго-синтонии и эго-дистонии представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации.
Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуалист, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, если человеку не по себе от того, что он не понимает, правильная ли у него ориентация, если он мучается и страдает от этого.
Когда к нам на терапию приходит гомосексуалист, то именно этот вопрос мы задаем себе в первую очередь. Если этот человек не страдает от своей гомосексуальности, то она не станет основной фигурой в нашей работе. Тогда этот человек, как и любой другой, может исследовать свои сексуальные затруднения, проблемы в отношениях с партнером и т. д. Вот несколько примеров работы с эго-синтоничными гомосексуалистами:
Дениза пришла на терапию на поворотном этапе своей жизни; она недавно ушла от своей подруги и теперь хочет подвести итоги. Она не страдает от своей гомосексуальности, а
Сексуальная ориентация и половая идентичность 143
на передний план у нее скорее выступают трудности с новыми отношениями, страх потеряться и быть поглощенной другим человеком. Такой вопрос может себе задать любой, кто пережил разрыв отношений.
Гомосексуальная ориентация Денизы не стала темой нашей работы. Лишь однажды она упомянула о своей гомосексуальности, не подвергая ее при этом сомнению, в связи с тем, что у нее нет детей и она тяжело это переживает.
В терапевтическом сопровождении этой женщины следует избегать двух подводных камней: во-первых, стремления принять ее гомосексуальность за основную фигуру нашей работы и во-вторых, упрощенного взгляда на гомосексуальную пару как на гетеросексуальную, который не позволяет увидеть особенности и отличия такой пары.
Бертран не подвергает сомнению свою гомосексуальность, но ощущает необходимость скрывать ее от своих коллег по работе, которых он считает ретроградами. Сам он работает в отделе кадров. В настоящий момент он очень одинок; у него мало друзей, и кроме того, он порвал отношения со своим партнером.
Бертран не знает, как встретиться с другим человеком, потому что он не хочет афишировать свою гомосексуальность.
Как и в предыдущем случае, объектом психотерапевтической работы была не гомосексуальность клиента, а трудности ее социального проявления; частично эти сложности порождаются им самим, а частично — репрессивным отношением его окружения.
Если же человек не в ладу со своей сексуальной ориентацией, то гомосексуальность станет основной фигурой психотерапевтической работы, которая затронет такие вопросы, как давление общества, опасность открыть свою гомосексуальность социуму и семье, или, что еще более важно, сомнения в своей гомосексуальности.
Такая работа может привести к еще большей уверенности в своей гомосексуальности или, наоборот, к смене сексуальной ориентации.
Мирей пришла ко мне на консультацию, потому что «ей все опротивело»; у нее слишком сложные любовные отношения.
Вскоре она рассказала мне, что влюблена в женщину, но ее подруга хочет разорвать их отношения. На первом этапе своей терапии Мирей пережила глубокий траур по этим отношениям и по собственному самоуничижительному жизненному сценарию: «Мне отказывают, потому что я злая, и поэтому я себя ненавижу».
После двух лет терапии Мирей смогла по-иному взглянуть на свою жизнь и спросить себя: «Что же я сейчас хочу сделать со своей жизнью? Хочется ли мне жить одной или пришло время открыться для новых отношений? »
И я подхватываю ее слова: «С женщиной?..»
Взглянув на меня, она отвечает: «Не знаю... После всего, что я пережила...»
Следующая фаза терапии связана с уточнением ориентации ее желания. Она решает начать встречаться с мужчинами, но несколько неудачных попыток убеждают ее в своей гомосексуальности.
Этот непростой выбор сопровождается страданиями: сначала она переживает одиночество, так как в данный момент у нее нет сексуальных отношений и она не знает, как встретить другого человека; наконец она встречает женщину. Их отношения длятся несколько месяцев, в течение которых она сталкивается с новой сложностью: как открыться семье и на работе? Она сталкивается с сильным социальным давлением, которое все еще окружает гомосексуалистов, и Мирей тем более сильно ощущает это давление, что испытывает сильную привязанность к своей семье.
Подобную сексуально-ориентационную работу следовало бы провести с теми гетеросексуалами, которые в действительности еще не выбрали свою ориентацию и продолжают придерживаться эго-дистонической гетеросексуальности, потому что так проще и того требуют традиции... В нашем обществе человеку не так легко принять и утвердить свою гомосексуальность несмотря на то, что за последние годы существующие табу в этой области претерпели определенную эволюцию.
Гомосексуальная идентичность
В начале главы мы уже упомянули о гомосексуальной идентичности, означающей способность заявить о своей ориентации и полноценно прожить ее. Такая убежденная позиция может возникнуть только во взрослом возрасте, хотя опыт подобной ориентации появляется намного раньше. Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни; она означает, что человек находится в ладу со своими желаниями, чувствами и поступками и признает себя гомосексуалистом. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалистом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. В глазах общества каждый человек выглядит гетеросексуалом, пока он не проявит свою обратную сторону, что непросто сделать и пережить...
Идентичность и ориентация станут более отчетливыми только с осознанием человеком своего пола (мужского или женского), что происходит в первые годы жизни. За этим следуют несколько различных по своему содержанию этапов: от первичного осознания своей гомосексуальности до ее полноценного проживания, в промежутке между которыми располагается этап принятия своей гомосексуальности.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это вопрос о том, согласуется ли мой биологический пол с тем, что я ощущаю внутри себя, или нет. Нередко люди начинают задавать его себе вследствие гормонального дисбаланса или физических проблем. Часто его задают себе подростки, и в некоторых случаях он является признаком начала более глубокого заболевания и даже психоза.
Проблемы половой идентичности встречаются у самых разных людей, которых было бы неправильно считать глубокими психотиками, как это делают авторы ряда работ.
Случай с Дидье служит опровержением такого мнения.
Дидье 18 лет, и он в течение полугода ходит ко мне на терапию. Дела у него не ладятся: он одинок и не успевает в школе. Первые полгода его терапии посвящены исследованию того, как он хочет жить: он собирается отделиться от своей матери, у которой множество собственных представлений о том, как ему надо жить. Со мной он ведет себя довольно сдержанно и часто уходит в мечтания. Я вижу, что он о чем-то навязчиво думает и недоговаривает.
Но однажды, набравшись храбрости, он говорит мне, что его врач считает, что у него женственное тело, и это замечание его встревожило.
Для меня его заявление было полной неожиданностью, и я прошу его рассказать об этом побольше, интуитивно чувствуя, что за этим скрываются все его недосказанности. Дидье успокоился, увидев мой интерес, и принялся очень подробно рассказывать о своей тревоге, связанной с сексуальной идентичностью. И тогда я узнаю, что он перестал разговаривать со своими одноклассниками и на больших переменах, оставшись один, принимается рисовать себя в виде женщины.
Мне понятно, что такое поведение может означать просто трудности конца подросткового периода или быть признаком начинающейся шизофрении, а также быть связанным с реальными гормональными проблемами, которые действительно способны привести к феминизации этого юноши.
Параллельно с психотерапией я предлагаю ему проконсультироваться у врача-специалиста и пройти у него полное обследование*.
Посещение специалиста принесло Дидье несомненную пользу: во-первых, он столкнулся с мужчиной, с которыми редко общался в повседневной жизни. Во-вторых, этот мужчина свободно разговаривал о сексуальности, эрекции, транссексуалах...
Врач назначил ему полное обследование и сообщил обо всех формальностях, которые придется соблюдать, если он решит исполнить свое желание.
Результаты анализа показали, что на гормональном уровне он был мужчиной, на функциональном уровне у него тоже все было в порядке (сам он не осмелился мне рассказать о своем страхе того, что у него не будет такой эякуляции, какая «должна быть на самом деле»).
Тем не менее его врач, предложив начать длительную процедуру смены пола, все-таки заставил его выбрать определенную позицию. И когда Дидье снова пришел на консультацию, то он заявил мне: «Все в порядке, я — мужчина и хочу им остаться».
Спустя несколько месяцев он познакомился с девушкой и выбрал будущую профессию; я смогла отбросить опасения по поводу начинающейся шизофрении.
По мнению Роберта Столлера", половая идентичность связана с двумя важными, но отличными друг от друга утверждениями. Для мужчин фраза, образующая глубинное ядро половой идентичности, звучит так: «Я— мужчина». К ней присоединяется уверенность в том, что «Я мужественен (ви-рилен)».
Легко заметить разницу в значениях выражений: «быть мужчиной» и «быть мужественным»: некоторые люди понимают, что они — мужчины, но не ощущают себя мужественными (как это случается со многими травести). Трансвестизм не связан с проблемой половой идентичности. Мужчина-травести в глубине души уверен, что он — мужчина, для него скорее непонятно утверждение «Я мужественен», поэтому, стремясь найти удовольствие, он использует другую фразу: «Я женственен» или «Я веду себя как женщина».
Дидье не ощущает себя мужественным, поэтому он начинает подвергать сомнению свое чувство того, что он — мужчина; однако в конце концов его сексуальная идентичность начала проявляться с большей отчетливостью.
Что касается транссексуалов, то они не стремятся к удовольствию, а постоянно заняты поисками своей идентичности. В большинстве случаев их вообще не интересуют сексуальные отношения.
Подобные поиски своей половой идентичности и впечатление того, что человек находится не в своем теле, причиняют огромные страдания, которые могут привести к хирургической смене пола.
Смене пола во Франции соответствует длительная процедура. Предоперационный период длится от пяти до семи лет и включает год работы с психологом и полное медицинское обследование, четыре года гормональной терапии, год на работу по изменению голоса и тела и, наконец, два года жизни и работы в своем новом поле, что позволит избежать проституции, которая раньше была для таких людей единственной возможностью заработать себе на жизнь.
Такая длительная процедура мешает необдуманной смене пола и позволяет преодолеть сопутствующие ей психологические проблемы. Транссексуализм — довольно распространенное явление; во Франции насчитывается примерно тридцать тысяч транссексуалов, среди которых в четыре раза меньше женщин, пожелавших стать мужчинами, чем мужчин, захотевших стать женщинами*. Во Франции оплата такой операции возмещается фондом социального страхования.
Изредка нам случается принимать на терапии транссексуалов до или после хирургической операции. Намного чаще к нам приходят клиенты с проблемами половой идентичности, не стремящиеся к хирургической смене пола. В этом случае роль психотерапевта состоит в сопровождении человека, который задается основными вопросами существования. Вместе с тем необходимо понимать пределы психотерапии и при необходимости обращаться к компетентным специалистам.
Исследования в области поддержки и сопровождения транссексуалов осуществляются ассоциацией «Gender», объединяющей врачей, юристов и психологов.
Эта ошибка в какой-то мере является порождением нашего общества, которое все еще принимает гомосексуалистов за людей с проблемами половой идентичности, которые не ощущают себя полностью мужчиной или только женщиной. Некоторые фильмы и театральные пьесы лишь способствуют этой путанице; в этих откровенных фарсах с завидной регулярностью появляются мужчины-гомосексуалисты в образах «дурочек», «тетушек» или того, что американцы называют «drag queens», а женщины в них изображаются как «нудные тупицы» или «неудовлетворенные дамочки».
Такая же мешанина мне встретилась и в некоторых книгах по сексуальности... Понятно, что один и тот же человек может сомневаться как в своей половой идентичности, так и в своей сексуальной ориентации, однако не стоит обобщать!
Этим двум вопросам иногда сопутствует третий: «Признаю ли я себя гомосексуалистом? »
Рассмотрим подробней все эти три темы, а также способы их психотерапевтического сопровождения.
Сексуальная ориентация: гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм
Гомосексуализм
В 1886 г. Р. фон Крафт-Эббинг* включил гомосексуализм в разряд перверсий. 3. Фрейд** сделал большой шаг вперед, заявив, что гомосексуальность сама по себе не является патологией и что существует несколько типов сексуальности.
Во время Второй мировой войны осуществлялись крупные гонения на гомосексуалистов, 800 000 которых подверглись депортации в нацистские концлагеря.
В 1960-е гг. гомосексуализм все еще считается социальным бичом или болезнью, с которой необходимо бороться***.
Проведя многочисленные исследования под давлением Американского движения в защиту прав гей-меньшинств, Психиатрическая ассоциация США в 1973 г. вычеркнула гомосексуализм из списка психических заболеваний.
Если в 1968 г. DSM-II определяет гомосексуальность как психическое заболевание и помещает его в разряд сексуальных отклонений, то уже в DSM-III, опубликованном в 1980 г., отмечается, что «сама по себе гомосексуальность не считается психическим заболеванием».
Всемирная организация здравоохранения признала этот факт совсем недавно — только в 1993 г.!
Начиная с 1994 г. в крупнейших городах США, Австралии и Европы в июле происходят демонстрации под названием «Gay Pride».
Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. М.: Республика, 1996. Фрейд 3. Очерки по теории сексуальности. М.: Астрель, 2004. См. в Интернете исторический очерк Роже Франкара: http:// www.roger-francart.org/francart.htm, а также документальный телефильм "Bleu, blanc, rose, 30 ans de la vie homosexuelle".
Континуум «Гомосексуальность - гетеросексуальность»
Гомосексуализм — это сексуальная склонность почти исключительно к лицам своего пола.
Это довольно простое определение, которое не учитывает некоторые нюансы, но нам его будет достаточно. Ведь наша цель состоит не в том, чтобы поделить всех людей на две изолированные группы, а в том, чтобы предложить каждому задуматься о своей сексуальной ориентации.
Эта работа включает несколько этапов. Прежде всего необходимо задать себе вопрос: считаю ли я себя внутренне гомосексуалистом? В данном случае мы затрагиваем вопрос гомосексуальной идентичности. Отметим, что ощущение своей идентичности не является прямым следствием поведения человека: некоторые люди совершают гомосексуальные действия, не считая себя при этом гомосексуалистами, а другие называют себя гомосексуалистами, хотя у них никогда не было сексуальных отношений с партнерами одного с ними пола.
О типично гомосексуальном поведении можно говорить только применительно к сексуальным отношениям. В остальных областях и у гомосексуалистов, и у гетеросексуалов наблюдаются самые разнообразные формы отношений и поведения. Однако гомосексуалисты часто становятся жертвами карикатурных представлений о себе, которые в большой мере поддерживаются нашим страхом перед собственными гомосексуальными тенденциями. Проявления такого отношения особо заметны у подростков, которые, возможно, сами ощущают гомосексуальные чувства, но очень их боятся. В средней школе можно часто услышать ругательства «пидарас» или, еще хуже, «мерзкий пидор»!
Второй вопрос, встающий перед человеком, который определяет себя как гомосексуалиста: «Могу ли я это как-то показать или лучше об этом сказать, и если да, то кому?» Здесь мы касаемся темы признания в своей гомосексуальности («coming out»). Это трудный этап, и некоторые его так и не преодолевают, опасаясь враждебного отношения своей семьи или окружения.
Однако было бы интересней не делить людей на две разные замкнутые группы, а рассматривать их в континууме сексуального поведения, предложенном А. Кинси*. Этот континуум начинается от исключительной гетеросексуальности и заканчивается исключительной гомосексуальностью, включая следующие этапы:
0. Исключительная гетеросексуальность.
1. Эпизодическая гомосексуальность.
2. Преобладающая гомосексуальность.
3. Бисексуальность.
4. Преобладающая гетеросексуальность.
5. Эпизодическая гетеросексуальность.
6. Исключительная гомосексуальность.
Разрабатывая эту шкалу, Кинси основывался исключительно на факторе поведения: например, он называет бисексуалом того, кто хотя бы раз испытал оргазм с представителями обоих полов. Он совершенно не учитывает желания и возбуждения в отношении к людям того или иного пола. Возможно, в этом состоит ограниченность данной схемы. Тем не менее такой континуум может оказаться полезным для того, чтобы отказаться от ограниченных взглядов на эту тему, очень распространенных и в наше время, хотя Фрейд еще в начале XX века утверждал, что изначально любой человек — бисексуал и полиморфный извращенец...
А. Кинси (Kinsey) — американский сексолог 1940-х гг. — основатель статистической сексологии и автор фундаментальных работ о реальных формах сексуального поведения у мужчин (1948) и женщин (1953). Автор книги Sexual Behaviour in the Human Male. Philadelphia: Saunders, 1948.
Эту схему можно представить в виде графика (рис. 5). На оси ординат расположен «гомоэротизм», который может быть сильным или слабым, а на оси абсцисс — «гетероэротизм», также изменяющийся от сильного к. слабому. Этот график дает нам возможность уйти от линейных представлений о гомо- и гетеросексуальности. Мы одновременно можем быть и сильно гомосексуальны и сильно гетеросексуальны, или выраженными гомосексуалами без всякой склонности к гетеросексуальности, мы также можем не обладать выраженной склонностью ни к гомосексуальности, ни к гетеросексуальности, это будет означать, что у нас неразвитая сексуальность и т. д.
Гомофобия
На этот раз речь пойдет не о том, что может привлекать, а о том, что отталкивает. Гомофобия — это неприятие гомосексуальности, в основе которого лежит страх самому стать гомосексуалистом. Это явление часто зависит от специфики культуры, но оно встречается как у гетеросексуалов, так и у гомосексуалистов.
Гетеросексуалу гомофобия может быть нужна для того, чтобы ощущать себя нормальным человеком с правильной сексуальной ориентацией. Она может помочь ему скрыть свои гомосексуальные склонности, ведь свои желания нам намного проще проецировать на окружающих.
Несколько иначе проявляется гомофобия у гомосексуалистов. Это может быть страх собственных желаний, трудности с проявлением любовных чувств, низкая самооценка и часто возникающий стыд...
Терапевтам, которые работают с гомосексуалистами, обязательно следует задуматься о собственной гомофобии и о ее возможных проявлениях, например, в выражениях типа: «Если у него есть такая психическая проблема, то он — гомосексуалист!»
Марина Кастанеда* дает гомосексуалистам, которые ищут терапевта, следующий совет: «Если ваш терапевт говорит, что он работает с гомосексуалистами так, словно они нормальные люди, то срочно меняйте своего терапевта!»
Ведь в словах «словно они нормальные» содержится обвинение в адрес анормального и неконгруэнтное отношение, проявляющееся в выражении «так, словно». Хорошенькое начало терапевтических отношений! К счастью, есть много таких терапевтов, которые прошли путь, необходимый для того, чтобы отказаться от груза подобных предрассудков.
Поиск причин
В специальной литературе можно обнаружить различные гипотезы о причинах гомосексуализма: биологические, куль-туральные, социальные, личностные. Их очень много, все они противоречат одна другой, и нас они по-настоящему не интересуют. Гештальт-психотерапевты ориентируют своих клиентов не на поиск причин, а на исследование того, как они переживают свою сексуальность и с какими проблемами сталкиваются.
С теми клиентами, которые начинают задумываться о причинах своей гомосексуальности, мы исследуем смысл и значение их сомнений: они сами ощущают себя ненормальными или подобные гипотезы высказываются их окружением? И какая им польза от того, что они найдут причину своей гомосексуальности?
У такого исследования есть одно преимущество: может, оно и не даст им ответов на вопросы, однако научит их говорить о своей сексуальной ориентации и поможет присвоить ее.
Эго-дистония и эго-синтония
Понятия эго-синтонии и эго-дистонии представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации.
Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуалист, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, если человеку не по себе от того, что он не понимает, правильная ли у него ориентация, если он мучается и страдает от этого.
Когда к нам на терапию приходит гомосексуалист, то именно этот вопрос мы задаем себе в первую очередь. Если этот человек не страдает от своей гомосексуальности, то она не станет основной фигурой в нашей работе. Тогда этот человек, как и любой другой, может исследовать свои сексуальные затруднения, проблемы в отношениях с партнером и т. д. Вот несколько примеров работы с эго-синтоничными гомосексуалистами:
Дениза пришла на терапию на поворотном этапе своей жизни; она недавно ушла от своей подруги и теперь хочет подвести итоги. Она не страдает от своей гомосексуальности, а
Сексуальная ориентация и половая идентичность 143
на передний план у нее скорее выступают трудности с новыми отношениями, страх потеряться и быть поглощенной другим человеком. Такой вопрос может себе задать любой, кто пережил разрыв отношений.
Гомосексуальная ориентация Денизы не стала темой нашей работы. Лишь однажды она упомянула о своей гомосексуальности, не подвергая ее при этом сомнению, в связи с тем, что у нее нет детей и она тяжело это переживает.
В терапевтическом сопровождении этой женщины следует избегать двух подводных камней: во-первых, стремления принять ее гомосексуальность за основную фигуру нашей работы и во-вторых, упрощенного взгляда на гомосексуальную пару как на гетеросексуальную, который не позволяет увидеть особенности и отличия такой пары.
Бертран не подвергает сомнению свою гомосексуальность, но ощущает необходимость скрывать ее от своих коллег по работе, которых он считает ретроградами. Сам он работает в отделе кадров. В настоящий момент он очень одинок; у него мало друзей, и кроме того, он порвал отношения со своим партнером.
Бертран не знает, как встретиться с другим человеком, потому что он не хочет афишировать свою гомосексуальность.
Как и в предыдущем случае, объектом психотерапевтической работы была не гомосексуальность клиента, а трудности ее социального проявления; частично эти сложности порождаются им самим, а частично — репрессивным отношением его окружения.
Если же человек не в ладу со своей сексуальной ориентацией, то гомосексуальность станет основной фигурой психотерапевтической работы, которая затронет такие вопросы, как давление общества, опасность открыть свою гомосексуальность социуму и семье, или, что еще более важно, сомнения в своей гомосексуальности.
Такая работа может привести к еще большей уверенности в своей гомосексуальности или, наоборот, к смене сексуальной ориентации.
Мирей пришла ко мне на консультацию, потому что «ей все опротивело»; у нее слишком сложные любовные отношения.
Вскоре она рассказала мне, что влюблена в женщину, но ее подруга хочет разорвать их отношения. На первом этапе своей терапии Мирей пережила глубокий траур по этим отношениям и по собственному самоуничижительному жизненному сценарию: «Мне отказывают, потому что я злая, и поэтому я себя ненавижу».
После двух лет терапии Мирей смогла по-иному взглянуть на свою жизнь и спросить себя: «Что же я сейчас хочу сделать со своей жизнью? Хочется ли мне жить одной или пришло время открыться для новых отношений? »
И я подхватываю ее слова: «С женщиной?..»
Взглянув на меня, она отвечает: «Не знаю... После всего, что я пережила...»
Следующая фаза терапии связана с уточнением ориентации ее желания. Она решает начать встречаться с мужчинами, но несколько неудачных попыток убеждают ее в своей гомосексуальности.
Этот непростой выбор сопровождается страданиями: сначала она переживает одиночество, так как в данный момент у нее нет сексуальных отношений и она не знает, как встретить другого человека; наконец она встречает женщину. Их отношения длятся несколько месяцев, в течение которых она сталкивается с новой сложностью: как открыться семье и на работе? Она сталкивается с сильным социальным давлением, которое все еще окружает гомосексуалистов, и Мирей тем более сильно ощущает это давление, что испытывает сильную привязанность к своей семье.
Подобную сексуально-ориентационную работу следовало бы провести с теми гетеросексуалами, которые в действительности еще не выбрали свою ориентацию и продолжают придерживаться эго-дистонической гетеросексуальности, потому что так проще и того требуют традиции... В нашем обществе человеку не так легко принять и утвердить свою гомосексуальность несмотря на то, что за последние годы существующие табу в этой области претерпели определенную эволюцию.
Гомосексуальная идентичность
В начале главы мы уже упомянули о гомосексуальной идентичности, означающей способность заявить о своей ориентации и полноценно прожить ее. Такая убежденная позиция может возникнуть только во взрослом возрасте, хотя опыт подобной ориентации появляется намного раньше. Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни; она означает, что человек находится в ладу со своими желаниями, чувствами и поступками и признает себя гомосексуалистом. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалистом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. В глазах общества каждый человек выглядит гетеросексуалом, пока он не проявит свою обратную сторону, что непросто сделать и пережить...
Идентичность и ориентация станут более отчетливыми только с осознанием человеком своего пола (мужского или женского), что происходит в первые годы жизни. За этим следуют несколько различных по своему содержанию этапов: от первичного осознания своей гомосексуальности до ее полноценного проживания, в промежутке между которыми располагается этап принятия своей гомосексуальности.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это вопрос о том, согласуется ли мой биологический пол с тем, что я ощущаю внутри себя, или нет. Нередко люди начинают задавать его себе вследствие гормонального дисбаланса или физических проблем. Часто его задают себе подростки, и в некоторых случаях он является признаком начала более глубокого заболевания и даже психоза.
Проблемы половой идентичности встречаются у самых разных людей, которых было бы неправильно считать глубокими психотиками, как это делают авторы ряда работ.
Случай с Дидье служит опровержением такого мнения.
Дидье 18 лет, и он в течение полугода ходит ко мне на терапию. Дела у него не ладятся: он одинок и не успевает в школе. Первые полгода его терапии посвящены исследованию того, как он хочет жить: он собирается отделиться от своей матери, у которой множество собственных представлений о том, как ему надо жить. Со мной он ведет себя довольно сдержанно и часто уходит в мечтания. Я вижу, что он о чем-то навязчиво думает и недоговаривает.
Но однажды, набравшись храбрости, он говорит мне, что его врач считает, что у него женственное тело, и это замечание его встревожило.
Для меня его заявление было полной неожиданностью, и я прошу его рассказать об этом побольше, интуитивно чувствуя, что за этим скрываются все его недосказанности. Дидье успокоился, увидев мой интерес, и принялся очень подробно рассказывать о своей тревоге, связанной с сексуальной идентичностью. И тогда я узнаю, что он перестал разговаривать со своими одноклассниками и на больших переменах, оставшись один, принимается рисовать себя в виде женщины.
Мне понятно, что такое поведение может означать просто трудности конца подросткового периода или быть признаком начинающейся шизофрении, а также быть связанным с реальными гормональными проблемами, которые действительно способны привести к феминизации этого юноши.
Параллельно с психотерапией я предлагаю ему проконсультироваться у врача-специалиста и пройти у него полное обследование*.
Посещение специалиста принесло Дидье несомненную пользу: во-первых, он столкнулся с мужчиной, с которыми редко общался в повседневной жизни. Во-вторых, этот мужчина свободно разговаривал о сексуальности, эрекции, транссексуалах...
Врач назначил ему полное обследование и сообщил обо всех формальностях, которые придется соблюдать, если он решит исполнить свое желание.
Результаты анализа показали, что на гормональном уровне он был мужчиной, на функциональном уровне у него тоже все было в порядке (сам он не осмелился мне рассказать о своем страхе того, что у него не будет такой эякуляции, какая «должна быть на самом деле»).
Тем не менее его врач, предложив начать длительную процедуру смены пола, все-таки заставил его выбрать определенную позицию. И когда Дидье снова пришел на консультацию, то он заявил мне: «Все в порядке, я — мужчина и хочу им остаться».
Спустя несколько месяцев он познакомился с девушкой и выбрал будущую профессию; я смогла отбросить опасения по поводу начинающейся шизофрении.
По мнению Роберта Столлера", половая идентичность связана с двумя важными, но отличными друг от друга утверждениями. Для мужчин фраза, образующая глубинное ядро половой идентичности, звучит так: «Я— мужчина». К ней присоединяется уверенность в том, что «Я мужественен (ви-рилен)».
Легко заметить разницу в значениях выражений: «быть мужчиной» и «быть мужественным»: некоторые люди понимают, что они — мужчины, но не ощущают себя мужественными (как это случается со многими травести). Трансвестизм не связан с проблемой половой идентичности. Мужчина-травести в глубине души уверен, что он — мужчина, для него скорее непонятно утверждение «Я мужественен», поэтому, стремясь найти удовольствие, он использует другую фразу: «Я женственен» или «Я веду себя как женщина».
Дидье не ощущает себя мужественным, поэтому он начинает подвергать сомнению свое чувство того, что он — мужчина; однако в конце концов его сексуальная идентичность начала проявляться с большей отчетливостью.
Что касается транссексуалов, то они не стремятся к удовольствию, а постоянно заняты поисками своей идентичности. В большинстве случаев их вообще не интересуют сексуальные отношения.
Подобные поиски своей половой идентичности и впечатление того, что человек находится не в своем теле, причиняют огромные страдания, которые могут привести к хирургической смене пола.
Смене пола во Франции соответствует длительная процедура. Предоперационный период длится от пяти до семи лет и включает год работы с психологом и полное медицинское обследование, четыре года гормональной терапии, год на работу по изменению голоса и тела и, наконец, два года жизни и работы в своем новом поле, что позволит избежать проституции, которая раньше была для таких людей единственной возможностью заработать себе на жизнь.
Такая длительная процедура мешает необдуманной смене пола и позволяет преодолеть сопутствующие ей психологические проблемы. Транссексуализм — довольно распространенное явление; во Франции насчитывается примерно тридцать тысяч транссексуалов, среди которых в четыре раза меньше женщин, пожелавших стать мужчинами, чем мужчин, захотевших стать женщинами*. Во Франции оплата такой операции возмещается фондом социального страхования.
Изредка нам случается принимать на терапии транссексуалов до или после хирургической операции. Намного чаще к нам приходят клиенты с проблемами половой идентичности, не стремящиеся к хирургической смене пола. В этом случае роль психотерапевта состоит в сопровождении человека, который задается основными вопросами существования. Вместе с тем необходимо понимать пределы психотерапии и при необходимости обращаться к компетентным специалистам.
Исследования в области поддержки и сопровождения транссексуалов осуществляются ассоциацией «Gender», объединяющей врачей, юристов и психологов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий